Игорь Бойко
» Инфо » Джордж Ван Эпс » Воспоминания Кай Ван Эпс
@
Воспоминания Кай Ван Эпс

1 Воспоминания Кай Ван Эпс (далее КВЭ), дочери Джорджа Ван Эпса в интервью Джиму Ла Диана (музыканту, журналисту и педагогу из Южной Калифорнии) 26 марта 2006го года.

РОЖДЕНИЕ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

В 1933 году Джордж Ван Эпс приобрел гитару «Deluxe» фирмы Epiphone, с которой не расставался последующие 65 лет. В период с 1933 по 1937 он интенсивно рассматривал идею добавления седьмой – басовой - струны, поскольку именно это могло помочь ему в проведении отчетливой басовой лини при игре. Его любовь к фортепиано, привитая с детства, убеждала его в том, что басовая линия при игре на гитаре необходима. В итоге Джордж решил добавить басовую струну к гитаре.

В 1937 он обратился с этой идеей к Эпистофилису Статопуло, (знаменитому «Эпи», чье имя и дало название фирме «Epiphone»). Поскольку Джордж Ван Эпс, помимо всего прочего был прекрасным механиком (он, например, мог делать и регулировать часы, настраивать различные приборы и пр.) и инженером (в чем он преуспел с помощью своего разностороннего отца – Фреда Ван Эпса), он принес на Epiphone уже готовые чертежи нового – семиструнного – грифа. Именно по этим самым чертежам и стали работать.

После того, как прототип грифа был готов, его доставили в Атлантик Сити, где Ван Эпс вместе с Эдриэн Роллини трио давал по 5 выступлений в день. Семиструнный гриф так понравился Ван Эпсу, что он решил поставить его на свой любимый Deluxe, купленный в 33м году.

КВЭ: «У меня сохранились чертежи и наброски нового грифа. Отец принес их на Epiphone, потому что там была сделана его Deluxe, он обожал эту гитару. Итак, он пришел к Эпи, который тоже загорелся идеей. Был найден мастер и вдвоем с отцом они сделали новый гриф. Отец говорил, что это было так же, как делать операцию родному ребенку, он жутко нервничал, когда снимали один гриф и ставили другой. Но, все прошло удачно, гитара получилась отличной, отец не расставался с ней на протяжении всей своей карьеры».

РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ

eg2974ang Джордж Ван Эпс играл преимущественно пальцами, особенно, когда выступал сольно и в малых коллективах. Однако, когда он вел ритмическую партию в больших составах, зачастую, без усиления, не оставалось ничего другого, как играть медиатором, опуская все обертоны и оттенки.  

КВЭ: «У моего отца был очень чистый стиль игры. Поскольку он был левшой и левая рука была сильной, он разработал собственную пальцевую технику для гитары. Он мог, уверенно держать ноты аккорда, играя поверх мелодию, по сути, он звучал, как пианист.  Он никогда не играл на одной струне, говоря, что для этого он «мыслит слишком гармонически». Конечно, иногда приходилось играть и на одной струне, но, в целом, это было абсолютно не его. Отец старался играть на гитаре, как на фортепиано. Он любил повторять, что было бы замечательно, если бы он мог играть на гитаре точь в точь, как великий Арт Татум (выдающийся американский джазовый пианист)».

Разрабатывая и изучая идею игры на семиструнной гитаре, Джордж Ван Эпс считал необходимым проводить в своей игре линии баса, баритона, тенора и альта. Он гармонизировал мелодическую линию, играл ритм и поддерживал все это басовой линией. Так его гитара стала «фортепиано на коленях» - «lap piano». Добавление 7 струны, которую он настраивал в «А», действительно, открывало новые возможности.  

КВЭ: «Отец любил повторять: «У вас есть целый гриф, а вы не используете его. Послушайте классических гитаристов, которые исполняют классические произведения для гитары. Эти гитаристы не ограничивают себя, в отличие от вас. Вы же играете только блоки из аккордов, ничего не выражая своим инструментом». Отец, действительно, думал так.  Отец очень любил пианистов. Возможно, он и сам стал бы пианистом, если бы его отец, Фред, в свое время не приучил бы его к банджо, а, затем, к гитаре. Ему всегда было мало, он никогда не успокаивался на достигнутом. Он завидовал пианистам, ведь у них был полный арсенал – обе руки.  И, добиваясь, чтобы гитара звучала также, тратя на это уйму времени, отец отчетливо понял, что у гитары есть свой особенный вкус, свои оттенки, свой, особый, голос, голос гитары».  

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ 

КВЭ: «Обычно Джордж Ван Эпс играл на гитаре так, чтобы никого не отвлекать. Иногда он просто не мог заниматься, поскольку он все время выступал, или работал с отцом, или участвовал в телевизионных шоу. Когда же у него бывало затишье, он мог заниматься весь день подряд.  Он играл получаса до полутора, затем прекращал и занимался чем-то другим. Через несколько часов он начинал упражняться снова. Если у него была назначена запись на студии, и перед ней было свободное время, он прорабатывал вещи для записи: само соло, и те «фишки», которые он придумал и т.д.

Чаще всего во время занятий он прорабатывал собственные идеи и упражнения во всех 12 тональностях. Идея была в том, чтобы ум обладал той же подвижностью, что и пальцы. Он мог в какой-то момент положить инструмент и заняться чем-то другим, чтобы через несколько часов начать снова. Он говорил: «Если играть все это беспрерывно, то, в какой-то момент ты начнешь злиться и на гитару и на себя. Зачем мучиться? Лучше вовремя остановиться, и заниматься несколько раз в день, тогда никаких проблем не будет».

gp_george_van_eps ПЕРЕИМЕНОВАННЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ

Международный словарь английского языка «Funk & Wagnalls» указывает:«Трезвучие (музык) – аккорд, состоящий из трех звуков (нот). Обычно включает в себя основной тон, третью и пятую ступени. Мажорное трезвучие включает в себя основной тон, большую терцию и квинту. Минорное трезвучие включает в себя основной тон, малую терцию и квинту». Однако, мысли Джорджа Ван Эпса отличались от классических подходов к теории.

КВЭ: «Он говорил о трезвучиях, но это не были трезвучия. Я говорила: «Папа, это же не трезвучия!» Он отвечал: «Не в классическом понимании этого слова, забудь теорию. Я называю так любое со-звучие трех нот, даже если там нет большой или малой терции. Совершенно необязательно, чтобы терции были. Это может быть все, что я захочу назвать трезвучием. Это моя собственная терминология и я буду использовать ее во всем, включаю свои книги!» Я сказала «Окей!» Ему, действительно, было виднее, он четко понимал, что он делает. Я только посоветовала ему объяснить свое понимание трезвучий, и он написал об этом».  

ОЛИМПИЙСКИЕ КОЛЬЦА

Гармонические концепции и методы Джорджа Ван Эпса не предназначены для новичков. Его идеи, его метод - не просто дополнительное музыкальное образование. Они обязывают музыканта мыслить множественными гармоническими линиями, видя при этом их на грифе. Это и есть его подход к «фортепиано на коленях», к его собственному стилю.  

КВЭ: «Это не предназначается для новичков, и вы можете увидеть это по его записям, по его книгам. У этого нет начала или конца. Но есть замечательные идеи хроматических концепций, оформленная теория модуляций во всех тональностях. Отец отверг все методы которые были до этого, он считал их неуклюжими. Он разработал то, что он назвал «олимпийские кольца. Он говорил: «Вы всегда уходите от новых тональностей», тогда как сам мыслил 12 нотами и часто играл в двух тональностях одновременно, как бы связывая воедино последовательности в разных тональностях, так же, как связаны олимпийские кольца. Он опередил свое время, и у него были возможности и техника, действительно, выражать свои мысли игрой на гитаре».