Игорь Бойко
» Инфо » Пат Мартино » Некоторые методические аспекты методики Пата Мартино
@
Некоторые методические аспекты методики Пата Мартино

В гармонической системе Пата Мартино существует только два типа аккордов, которые не меняются в зависимости от расположения на грифе. Пат называл их «автоматические», поскольку они всегда сохраняют свою аппликатуру.

Например, из семейства dim формируются доминантсептаккорды и минорные аккорды.

Аккорд Еdim в 3-й позиции (3 лад) на струнах 4321 (E Bb C# G). Пат Мартино называет это 1-й позицией – третий лад. 2-я позиция – на шестом ладу, 3-я позиция – девятый лад, 4-я позиция – двенадцатый лад.

Уменьшенные аккорды - семейство dim

Правило: при понижении любой ноты уменьшенного аккорда на полтона получается доминантсептаккорд.

Пример 1

Еdim7 (1я позиция: 3й лад), ноты аккорда: E Bb C# G
Шаг понижения нот – полтона

1.    При понижении Е до Еb получается в Eb7
2.    При понижении Bb до A получается в А7
3.    При понижении С# до С получается в С7
4.    При понижении G до Gb получается в Gb7

Пример 2

Gdim7 (2я позиция: 6й лад), ноты аккорда: G C# E Bb
Шаг понижения нот – полтона

1.    При понижении G до Gb получается в Gb7
2.    При понижении С# до С получается в С7
3.    При понижении Е до Еb получается в Eb7
4.    При понижении Bb до A получается в А7

Пример 3

Bbdim7 (3я позиция: 9й лад), ноты аккорда: Bb E G C#

1.    При понижении Bb до A получается в А7
2.    При понижении Е до Еb получается в Eb7
3.    При понижении G до Gb получается в Gb7
4.    При понижении С# до С получается в С7

Пример 4

С#dim7 (4я позиция: 12й лад), ноты аккорда: C# G Bb E

1.    При понижении С# до С получается в С7
2.    При понижении G до Gb получается в Gb7
3.    При понижении Bb до A получается в А7
4.    При понижении Е до Еb получается в Eb7


Это же правило действует для всех других комбинаций струн при аппликатуре уменьшенного аккорда: 6541, 6432, 5432, 5321, а также все другие возможные комбинации (чтобы ознакомиться со всеми вариантами, нужно зайти на официальный сайт Пата Мартино www.patmartino.com ).

Подход Пата Мартино к импровизации

В своих учебных видео и мастер-классах Пат ясно дает понять, что его техника и его метод импровизации не базируются на какой либо теоретической основе, поскольку он не оперирует общепринятыми категориями обыгрывания аккордов. Скорее, Пат постулирует, что его импровизационный подход построен на экспериментах и опыте, который он приобрел за годы. К слову, некоторые теоретики джаза, изучавшие Мартино, отмечают, что некоторые его подходы могут совпадать как с традиционными, так и с альтернативными теориями импровизации.

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД - равно - МИНОРНЫЙ СЕПТАККОРД

Пат Мартино рассматривает (и слышит) доминант септаккорд как минорный септаккорд, построенный от квинты доминантсептаккорда:

G7 обыгрывается, как Dm7
Bb7 обыгрывается, как Fm7
C#7 обыгрывается, как G#m7
E7 обыгрывается, как Bm7 и т.д.

Пример 1

Аккорд Еdim7 (1я позиция: 3-й лад)
Ноты аккорда: E Bb C# G

1. При понижении ноты Е на полтона до Eb, получается аккорд Eb7. Пат обыгрывает его по Bbm7
2. При понижении ноты Bb на полтона до А, получается аккорд А7.  Пат обыгрывает его по  Em7
3. При понижении ноты C#7 на полтона до С, получается аккорд С7. Пат обыгрывает его по Gm7
4. При понижении ноты G на полтона до Gb7, получается аккорд Gb7. Пат обыгрывает его по Dbm7

Пример 2

Аккорд Gdim7 (2 позиция: 6-й лад)
Ноты аккорда: G C# E Bb

1. При понижении ноты G на полтона до Gb7, получается аккорд Gb7. Пат обыгрывает его по Dbm7
2. При понижении ноты C#7 на полтона до С, получается аккорд С7. Пат обыгрывает его по Gm7
3. При понижении ноты Е на полтона до Eb, получается аккорд Eb7. Пат обыгрывает его по Bbm7
4. При понижении ноты Bb на полтона до А, получается аккорд А7.  Пат обыгрывает его по Em7

Пример 3

Аккорд Bbdim7 (3я позиция: 9-й лад)
Ноты аккорда: Bb E G C#

1. При понижении ноты Bb на полтона до А, получается аккорд А7.  Пат обыгрывает его по Em7
2. При понижении ноты Е на полтона до Eb, получается аккорд Eb7. Пат обыгрывает его по Bbm7
3. При понижении ноты G на полтона до Gb7, получается аккорд Gb7. Пат обыгрывает его по Dbm7
4. При понижении ноты C#7 на полтона до С, получается аккорд С7. Пат обыгрывает его по Gm7

Пример 4

Аккорд C#dim7 (4я позиция: 12-й лад)
Ноты аккорда: C# G Bb E

1.    При понижении ноты C#7 на полтона до С, получается аккорд С7. Пат обыгрывает его по Gm7
2.    При понижении ноты G на полтона до Gb7, получается аккорд Gb7. Пат обыгрывает его по Dbm7
3.    При понижении ноты Bb на полтона до А, получается аккорд А7.  Пат обыгрывает его по Em7
4.    При понижении ноты Е на полтона до Eb, получается аккорд Eb7. Пат обыгрывает его по Bbm7

12 ТОНАЛЬНОСТЕЙ НА ТРЕХ ЛАДАХ

Пат объясняет, что с помощью его метода можно играть во всех 12 тональностях в рамках 3х ладов:  

Если исходить из аппликатуры уменьшенного аккорда и производных, то:

Edim7 (3-й лад)
Ноты аккорда: E Bb Db G понижая на полтона каждую ноту получим, соответственно, Eb7 A7 C7 Gb7;

Fdim7 (4-й лад)
F B D Ab понижая на полтона каждую ноту получим, соответственно, E7 Bb7 Db7 G7

F#dim7 (5-й лад)
F# C Eb A понижая на полтона каждую ноту получим, соответственно, F7 B7 D7 Ab7

Таким образом, можно наглядно убедиться, что в пределах трех ладов, действительно, можно работать во всех 12-и тональностях. Эти же правила верны для всех позиций вверх и вниз по грифу.

Оригинал статьи можно найти на сайте chordmelody.org
Над переводом работал Максим Ротшильд ( Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script