Игорь Бойко
» Лаборатория » Пресса об учениках » Интервью Андрея Каткевича журналу "Jazz-Квадрат"
@
Интервью Андрея Каткевича журналу "Jazz-Квадрат"

Интервью Андрея Каткевича журналу "JazzКвадрат"Он пришел к музыке не с парадного входа, но и не с «чёрного»…

"Jazz-Квадрат" №5(71) 2007

- Андрюша, как известно всем, Одесса, где ты имел счастье родиться и вырасти - город с большими музыкальными традициями… И потенциалом. Вопрос расхожий: как ты пришёл к музыке?

- Во-первых, не «пришёл», а только «постучался». Да, действительно, одесские мамаши первого сентября надевали на носики своих чад изделие профессора Филатова – сами знаете какое, и со скрипочкой в футляре вели к профессору Столярскому - косноязычному такому, музыкальному гению, который путал падежи. Вы имели в виду классические традиции: Гилельс, Ойстрах; плюс отравленное гаммами детство: малокровие, сколиоз? Бог миловал…

- Я имел в виду: не только Ойстрах, или, безусловно, выдающийся композитор и скрипач - Ян Френкель, но также блестящий одесский джазовый импровизатор Юрий Кузнецов.

- Разумеется. Правда, с творчеством земляка Юрия Кузнецова познакомился я только в Москве, так сложилось. А сам я в мир музыкальных звуков пришёл не силком - с парадного подъезда, но и не с «чёрного» входа, и не сразу, а вполне осознанно, через напряженный и желанный труд. Грань между любительством и профессионализмом размыта - я осознаю это.. Она весьма условна, как, кстати, и в литературе. Это тоже нормально и оправданно. Начал осваивать гитару в школе, в году 90-ом. Первые аккорды, усвоенные во дворе, позволяли на слух воспроизводить классиков ренессанса рока… Стены домов были размалеваны фамилиями кумиров… Следующей логичной ступенью стали выступления в школьном ВИА. 

- На казенных инструментах – хранившихся в каждом профтехучилище? 

- Каюсь! Собственной гитарой обзавёлся позже: на первые заработанные деньжата приобрел чешскую «Иолану», у парня из соседнего дома. Взаимопонимания между формой и содержанием достиг благодаря таким уникальным хрестоматиям, как: «Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре» и «Техника джазового аккомпанемент на шестиструнной гитаре» известного киевского гитариста-педагога В.А. Молоткова, кстати, учителя Игоря Бойко.

- Андрюша, приходилось подбирать на слух или вчитываться в содержимое хрестоматии?

- В основном, да. В 2003 году мне посчастливилось заполучить один из дефицитных по тем временам учебников Игоря Александровича Бойко «Мой метод». Так произошло наше первое заочное знакомство с Маэстро…

- Стало ли оно переломным в твоей музыкальной судьбе или отложилось лишь кратким эпизодом?

- Было интересно: в 2005-ом году на сайте Игоря Александровича появилось объявление о наборе в «Лабораторию профессионального образования для гитаристов». Сам подход, достойное позиционирование, внушали доверие. И даже трепет: «Лаборатория» - это вам не курсы балалаечников при доме культуры колхозников! Я сразу же отправил письмо, получил ответ с номером телефона. В этот же день договорились с Маэстро о дате прослушивания.

Интервью Андрея Каткевича журналу "JazzКвадрат"- Были ли фигуры в музыкальном мире, которые стали для тебя к тому времени знаковыми? 

- Конечно! В 2004 году я впервые услышал записи американского виртуоза джазовой гитары Пата Мартино (Pat Martino). С этого момента этот гитарист стал фигурой «номер один» в списке моих музыкальных предпочтений. Что, кстати, выглядело и приятной неожиданностью для моего учителя.

- Вы, практически, назвали пароль…

- На самом деле, на тот момент творчество Мартино я чувствовал - если не интуитивно, то сердцем. А вот музыкальный материал, технические приёмы и вообще концепцию гитарного стиля этого профи я стал постигать на занятиях у Игоря Александровича.

- Курс обучения ограничен?

- Разве можно ограничивать потребность стремления к совершенству? Или она есть, или, извините… Эрнст Неизвестный рисовал этюды в общежитии художественного училища, когда товарищи стремились на танцы. Лейтенант, получивший тяжелое ранение при штурме Констанцы, молодой совсем человек, «сливал грязную воду с этюдов», а наверное, соблазнов хватало. Занимаюсь в «Лаборатории» два с половиной года, с февраля 2005-го. Подчеркну - каждый урок для меня событие.

- И чувствительный импульс для индивидуальных занятий?

- Индивидуальная программа формируется чутко, с учётом музыкальных предпочтений и личных особенностей конкретного студента. Тому способствует исключительный подход к каждому из учеников. Один из ключевых элементов обучения - это методический материал, предлагаемый Игорем Александровичем Бойко. Следует сказать, материал наивысшей пробы, который является готовым продуктом. В нем нет ни одной проходной ноты, ни одной дежурной фразы. апробировано, доведено, проверено годами практики – причём, не только Игорем Александровичем, но и другими ведущими мастерами гитары. Некоторые темы, рассмотренные на занятиях и разученные дома, «срабатывают» не сразу. Но неожиданно, в какой-то момент начинают искриться, сиять и звучат по-настоящему, «фирменно»! Разумеется, это приносит удовольствие!

- А есть ли поле для импровизации?

- Занимаясь у Игоря Бойко, я, естественно не ограничиваюсь усвоением готового материала, но пробую свободно импровизировать, составлять собственные инструментальные партии. Так в процессе обучения, с благословения Маэстро и при инициативе Андрея Паленова, тоже, между прочим, студента «Лаборатории», в подмосковном городе Железнодорожный, на репетиционной базе, возник проект – «U-Club». Мой дебют состоялся на одном из концертов в дуэте с Ильёй Тябиным.

- Как ощущения? Есть стимул совершенствоваться?

- Сейчас мы активно работаем над собственной сольной программой. Также готовится программа гитарного дуэта с гитаристом и педагогом Николаем Лариным.

- Кто такой? Какая-то другая школа?

- Он не ученик Игоря Александровича Бойко, но сподвижник его школы – сам по себе очень интересный и талантливый музыкант. Ну, а главный приоритет моей творческой и учебной деятельности - подготовка к сольной программе, которая является кульминацией творческих достижений и станет выпускным экзаменом «Лаборатории».

- Андрюша, а о сподручных инструментах и «примочках» - что готов поведать?

- Использую в своём арсенале инструмент японской фирмы IBANEZ, модель John Scofield, приобретённый по рекомендации Игоря Бойко. не пренебрегаю гитарой немецкой фирмы FRAMUS, модель BLACK PANTER – действительно неплохим инструментом. Педаль предпочитаю использовать марки OVERDRIVE Trio, отечественного матера, очень достойного инженера Александра Андреева.. А комбo … фирмы Marshall – ну как без неё?

Беседовал Михаил Трофимов.