Игорь Бойко
» Главная
@
Белорусский гитарный мастер с мировым именем

vaschenko2

 «Впервые я узнал о Валерии Ващенко несколько лет тому назад от студента Анатолия Ярошенко, который приезжал ко мне на занятия в учебную лабораторию из республики Беларусь и привозил несколько гитар, сделанных этим мастером. Познакомившись с  инструментами, сразу стало понятно, что они соответствуют категории "custom shop" и по звучанию, и по оформлению. Однако заказывать гитару для себя я не торопился,  уже имея в своём арсенале  модели  высочайшего качества (в т.ч. именную гитару "Fender-Igor Boiko tele", сделанную одним из лучших мастеров фирмы "Fender” – Юрием Шишковым). Весной этого  года ещё один студент моей лаборатории - Сергей Айларов стал приезжать на занятия с инструментами, изготовленными для него Валерием Ващенко. И я  решил заказать инструмент, тем более, что к этому времени созрела идея о приобретении конкретной гитары, а именно - телекастера с  ольховым корпусом, кленовым топом, кленовым грифом  без накладки и датчиками "Gibson". Желание иметь такой инструмент возникло не случайно, так как лет семь тому назад, я ставил на свой "Fender Stratocaster Jeff Beck - custom shop” гибсоновские  датчики и мне понравилось звучание. И хотя через некоторое время я вернул оригинальные датчики, но, впечатления от того звучания запомнились» - Игорь Бойко  

 

Интервью с Валерием Ващенко

 

- Как Вы пришли к тому, чтобы стать гитарным мастером?  

 

- Причина, по которой я начал строить гитары, довольно банальна - в советское время купить приличную гитару было очень сложно, или даже невозможно: они стоили целое состояние, и поэтому я предпринимал попытки сделать для себя инструмент, который  бы  хоть немного соответствовал моим представлениям о хорошей гитаре. Я работал инженером на заводе и имел доступ к хорошему оборудованию, поэтому помимо деревянных частей была возможность изготавливать и какую-то фурнитуру. Играл в различных рок-группах, позже - в ресторанах. Так как музыкального образования у меня не было, то вся моя "школа" заключалась в копировании партий любимых гитаристов с ленточного магнитофона. Так же я выучил несколько простых пьес для классической гитары, учил аккорды по книге Манилова и Молоткова "Джазовый аккомпанемент" и т.д. Больших успехов в музыкальном плане достичь не удалось, и когда настал момент выбора - сомнений не было - я уже к тому времени изготовил несколько электрогитар, занимался реставрацией скрипок, и делал попытки изготовить акустическую гитару, а музыкальную практику оставил. Параллельно прошел курс обучения настройке фортепиано на фабрике фортепиано. Благодаря работе  настройщиком у меня появилось хорошее помещение для  работы в области создания гитар, однако в будущем я планирую строительство собственной мастерской, чтобы быть более независимым.  

 

- Что для Вас является образцом при создании инструментов?

 

- Если для акустических гитар существуют различные школы изготовления - испанская, французская, немецкая, то в электогитарах пример для подражания – это, несомненно, американские гитары. Я сделал много различных "суперстратов", 7- 8 - ми струнных баритонов, и это не только дань моде, это еще и хорошая практика, но мои предпочтения - это классика - Les Paul, Telecaster, Stratocaster и т. д. Я с уважением отношусь ко всем мастерам, в том числе тем, которые разрабатывают свой дизайн и концепции, но мне больше нравится делать те инструменты, с  которыми я бы сам хотел выйти на сцену. Несмотря на кажущуюся простоту этих моделей, часто состоящих из 2-3-х кусков простого дерева, передать дух и породистость - очень непросто. Сделать это можно, только внимательно изучая лучшие образцы, обращая внимание на все подробности и нюансы, изучая методы и приемы мастеров прошлого, и всегда находиться в тесном контакте с музыкантами, учитывая их мнение и требования.


- Ваши гитары, несомненно, имеют ряд преимуществ - расскажите пожалуйста о них.
 
- Мастера тем и отличаются от фабрики, что могут бесконечно совершенствоваться, тогда как у крупных производителей часто стоят другие задачи: такие, как снижение трудозатрат и издержек, к сожалению, зачастую, в ущерб качеству. Мой подход простой: исключать недостатки, присутствующие в серийных моделях, вносить какие-то свои наработки, при этом сохраняя традиции. Наверное это можно сравнить с музыкой «хочешь добиться результатов - изучай традиции», нахватавшись только «вершков» - высокого искусства не получится. Поэтому я стремлюсь быть не столько builder, сколько - luthier, используя практику работы над скрипками и акустическими гитарами, в работе над электрогитарами  плюс  максимальное применение ручного труда, применение глютиновых клеев (мездровый, осетровый), гуманные лаки (шеллак, нитролак) и т.д. - именно так и делались легендарные Гибсон и Фендер в 50-х годах. Для меня сам процесс  важнее результата, я стараюсь сделать так, чтобы любая операция была в удовольствие, поэтому покупаю профессиональный качественный ручной инструмент, которым приятно работать  и добиваться  нужного результата.

 

- Насколько мне известно, Ваши инструменты  популярны не только на постсоветском пространстве, но и  далеко за его пределами.  

 

- На мой подход  к  изготовлению инструментов обратили внимание заокеанские любители качественных гитар, и сейчас у меня есть агент по продаже моих гитар в США. Aмериканцы очень ценят «hand made» и с большим уважением относятся к людям, которые работают руками, а если это еще и качественный продукт - отношение выше всяческих похвал. С появлением доступных CNC технологий, сегодня американские мастера очень мало применяют ручной труд: основные операции делают на ЧПУ и лишь незначительные ручные доработки  проходят на финишном этапе.  

 

- Значит ли это, что Вы более ориентированы на зарубежного клиента?  

 

- Работа на иностранных клиентов не является для меня средством увеличения доходов - я не делаю никакой дифференциации стоимости своей работы в зависимости от материального положения клиента - это для меня просто еще один новый и интересный опыт, и основными клиентами для меня по-прежнему остаются соотечественники - белорусы и россияне.  

 

- Расскажите  о ваших  работах за последнее время?  

 

- Из последних интересных проектов я бы отметил копию LP58. Мне пришлось очень подробно изучить историю Гибсон того периода, просмотреть десятки фотографий оригиналов, консультироваться с американским партнером, который был когда-то владельцем такого инструмента. Мы купили очень качественную состаренную комплектацию, которую делают в Сингапуре, я искал старое дерево и т.д., проект получился интересным, я узнал много новых подробностей, были и ошибки, были и курьезы (заказчик упорно не хотел binding по торцам ладов, потому что он не видел его ни на одной фотографии LP58, пока нам  не удалось ему объяснить , что вряд ли до наших дней дожил хотя бы один LP 58-го года, в котором не менялись лады и окантовка торцов при этом, как правило, не сохранялась). Ещё одна интересная для меня работа - на финишной стадии лакировки находится джазовый  archtop по мотивам Гибсон L-5. Я считаю это "высшим пилотажем" во все гитаростроении, когда в одном инструменте заключены виолончель, акустическая и электрогитара.

 

- Расскажите о Вашем собственном подходе к изготовлению гитар, поделитесь секретами, если возможно.

 

- Я не оцениваю качество звука электрогитары с точки зрения таких параметров, как "эквализация", "читаемость в миксе" и подобных характеристик, по которыми сейчас оценивают качество звука гитары на всевозможных общественных форумах и соц. сетях. И не рассматриваю гитару как некий "генератор звука", который должен создать мастер, используя некие "мифические секреты" которыми обладают известные брэнды и без знания этих "секретов" мастер не может тягаться с именитыми производителями. Я даже иногда в шутку, в ответ на реплику "гитара плохо читается в миксе" отвечаю - "попробуй поменять микс"))). У меня есть свой взгляд на качество инструментов  - это "породистость", "экстерьер", если хотите. Оно заключено во всем: от хорошего дерева до шурупа, от скруглений на корпусе до кромки контура головы, от сустейна до "липкости" в звуке, от удобства и комфорта до внешнего вида. Гитара должна просто "отвечать", отзываться на нюансы звукоизвлечения, вот такими критерями я оцениваю качество звука. При этом не всегда важно сколько в ней заложено низких или высоких частот, какие стоят звукосниматели и т.д. Те гитары которые мне попадались в руки и обладали, по моему мнению, уникальным звучанием, были гитары совсем простые и даже не включая в усилитель было слышно как она "поет". Недавно посчастливилось побывать на концерте Томми Эммануэля, и меня поразило, как в одном произведении я мог услышать десятки разных звуков, при этом настройки не менялись и общий звук его гитары был вполне обыкновенным для акустической гитары, и звук в зале не был достаточно хорошо отстроен. Мастерство музыканта позволяет хорошо звучать на любом инструменте, но хороший инструмент приносит больше удовольствия от игры и меньше напряжений.  

 

vaschenko_-_t-caster

 Что касается гитары Игоря Бойко - мне показался звук гитары "рояльный", с некоторой "легкостью", и даже звукосниматели с крышками не смогли "замутнить" звук - яркость присущая телекастерам - присутствует, но в тоже время - без "тонкости" и "писклявости".

 

- По мнению Игоря Бойко, гитара, которую Вы для него сделали, звучит так, словно на ней уже давно и долго играли: в чём причина такого "эффекта"?

 

- Я давно заметил, что в музыкальной практике имеет место быть такое понятие, как "разыгрывание инструмента". Не так давно мне в руки попал Fender Stratocaster, который был куплен на EBAY за скромные деньги, и его правильнее  было бы назвать "мебельный щит", нежели гитара - это был сигнатурный Jeff Beck Stratocaster.  Бывший владелец снял с него слой краски, под  ним было видно 5 кусков ольхи закрытых сверху и снизу шпоном и все это - под жестким полиэфирным грунтом. Однако эта гитара, на удивление, очень хорошо звучала. Высокие, по умолчанию, лады - были стерты до самой накладки и требовали немедленной замены, и этот факт свидетельствовал о том, что на гитаре играли день и ночь, и как результат - хороший звук. Это явление подтверждается вполне физическими явлениями: изучая в прошлом литературу скрипичных мастеров, я не раз встречал такое объяснение: "Разыгрывание" инструмента есть ни что иное, как снятие внутренних напряжений". В процессе сборки музыкального инструмента, возникает множество внутренних напряжений как внутри дерева так и в результате соединения деревянных и металлических частей - клей тянет на себя, куски дерева после снятия с них массы при обработке испытывают различные деформации и т.д., эти напряжения, как бы, входят в конфликт с напряжениями которые создают струны при игре, и мешают дереву полноценно передавать резонировать под воздействием струн, добавлять свои краски, и чем больше на инструменте играют, тем быстрее все стабилизируется и приходит в порядок от вибрации струн. Гитара, висящая на стене, так же "разыгрывается", только в разы медленнее. Этим можно легко объяснить, почему старые инструменты звучат лучше новых. Конечно же необходимо учитывать и качество самого материала (сушка, выдержка) и качество сборки, как например - ненасильственное соединение деревянных частей и т.д. Подобные процессы происходят не только в дереве, но и в металле - саксофонисты вполне авторитетно заявляют, что их инструменты так же "разыгрываются". 

 

С работами Валерия Ващенко можно познакомиться на:  http://guitarmaster.forum24.ru/?0-1-0   www.guitarmaster.by 

 

                                                                                                                        Над материалом работала Евгения Браганцева.   

 

dsc_0100

 

dsc_0091