Игорь Бойко
» Пресса » Интервью » О гитаре Fodera, музыке и о себе
@
О гитаре Fodera, музыке и о себе

ungitar1Статья для журнала IN/OUT, осень 2000
автор статьи - Дмитрий Малолетов

Производители фирмы "Fodera", известной в основном как изготовители профессиональных бас-гитар ручной работы, несколько месяцев трудились над инструментом, для лучшего российского фьюжн- гитариста - Игоря Бойко.

Игорь Бойко в профессиональных музыкальных кругах для многих гитаристов является примером, который своим творчеством, огромным трудолюбием прокладывает "форватор" - путь, по которому надо идти к подлинно заслуженной известности. Приходится только удивляться энергии этого музыканта, который работает сразу в нескольких профессиональных коллективах (Валерия Сюткина, Сергея Манукяна, "Арсенал"), выступает сольно со своей гитарной программой (кстати, один из таких концертов (в клубе "Форте") вышел на видеокассете) и участвует в записи многих альбомов как сессионный студийный гитарист. Ко всему этому следует добавить, что Игорь занимается педагогической деятельностью. В связи с этим он написал два учебных пособия по джазовой импровизации. Где он берет время и силы и что движет этим человеком?

Такой подход к работе он выработал благодаря тому, что долгое время жил за границей (в Голландии и США) и мог видеть как "крутятся" американские профессиональные музыканты-инструменталисты. "Кто не работает - тот не ест", для них уже давно стало формулой жизни.

Но осенью этого (2000) года у Игоря случилось событие, которое нельзя назвать ординарным - он приобрел новую гитару. "Ну вот, новость!" - скажете вы. Все гитаристы покупают и продают гитары и что в этом такого? Но гитара эта необычная, мечта любого гитариста… Производители фирмы "Фодера", известной как изготовители уникальных бас-гитар ручной работы, несколько месяцев трудились над инструментом, по заказу нашего музыканта.

Многие гитаристы находятся в поиске своей гитары долгие годы. У кого-то просто нет средств на профессиональные инструменты, у кого-то нет возможности их купить. Как бы то ни было, гитара для профессионального музыканта с годами превращается в часть его тела. И поэтому любой музыкант мечтает об инструменте, который бы полностью отвечал его музыкальным потребностям, который был бы близок "по духу".
 
ungitar2Основная проблема для российских гитаристов-инструменталистов высокого уровня в том, что не смотря на огромный выбор гитар, в России практически нет инструментов высшего профессионального класса. К сожалению фирмы, торгующие музыкальным оборудованием, давно поняли, что эти дорогие гитары "плохо уходят" и поэтому "замораживать" на неопределенный срок капиталы совершенно нет смысла. Кстати за границей, в том числе и в Америке - мировом гитарном эпицентре - ситуация та же. В музыкальных салонах имеется огромное количество гитар, но из них 99% процентов гитар массовых, полупрофессиональных. Рынок гитар высшего класса слишком узок, поэтому такие уникальные инструменты в основном делают по заказу или специально для звезд в рекламных целях. И хотя внешне эти гитары ничем не отличаются от тех, что висят в магазинах, разница в них весьма существенная как по качеству звука, так и по цене.

Однако перейдем к сути. Я старался задать Игорю такие вопросы, которые на моем месте задал бы наверно любой гитарист. Помимо чисто технических тем (гитары и электронного оборудования) я хотел бы в этой статье затронуть и другие, чисто творческие темы, т.к. беседы с этим гитаристом очень полезны (особенно молодым гитаристам) во всех отношениях.

Игорь как ты связался с фирмой "Fodera" и почему именно этой фирме ты заказал для себя инструмент?

Я очень давно знаком с Вадимом Медведем, одним из мастеров знаменитой фирмы Fodera. Это мой давний друг, музыкант (бас-гитарист) из Киева, с которым я учился в муз.училище им. Глиера, а также работал в группе. Как и многие гитаристы того времени, помимо музыки, он занимался и конструированием бас-гитар. Как вы понимаете, в 80-х годах профессиональные инструменты в СССР были в большом дефиците и стоили (относительно тех заработков) очень дорого. Вадим Медведь от природы очень одаренный человек, у него просто золотые руки. Имея самые примитивные инструменты, только вручную он делал уникальные бас-гитары, по достоинству оценить которые мы можем только сегодня. Несколько лет назад, будучи в США он показал свои инструменты знаменитому Винсенту Фодере - ведущему разработчику бас-гитар в мире. Так и получилось, что Вадим стал работать на его фирме, получив приглашение от Винсента Фодера. Теперь Вадим, один из высококлассных мастеров этой знаменитой фирмы, делает бас-гитары для лучших басистов мира.

f1Я два раза в год приезжаю в Америку. Мне кажется, что профессиональный музыкант должен обязательно поддерживать контакты с "гитарным миром", с ведущими гитаристами и т.д. Поэтому я не жалею средств на эти поездки, которые меня дополнительно стимулируют и дают "пищу для творчества". Естественно, там я встречаюсь с Вадимом Медведем, часто бываю в мастерской Fodera . Там меня он и познакомил со многими мастерами, а также с руководителями фирмы Joe Laurincella и лично с Vincent Fodera.

Как-то в беседе с В. Фодерой я сказал, что мечтаю иметь качественный телекастер. Я всегда мечтал о настоящем старом телекастере. Удивительно, но Фадера предложил мне сделать такой инструмент, т.к. у него (где-то на складе) имелся очень старый корпус от Fender-а . Так я заказал гитару, меня уверили, что инструмент они сделают по самым высшим стандартам (имеется ввиду не только качество сборки, но прежде всего звука). Специально для этого корпуса достаточно долго подбирали гриф.

Значит эта гитара у тебя ничто иное, как отреставрированный старый Fender telecaster?

f2 Да, именно. Ведь фирма "Фодера" специализируется на производстве бас-гитар. Поэтому на моей гитаре они даже не ставили своих "фодеровских бабочек" (логотип), в то же время не имели права также писать, что это "фендер". Там все с этим строго, существуют определенные юридические законы, хотя приклеить логотип Fender, который продается в любом музыкальном магазине, не составило бы труда. Моя гитара вообще без всякой надписи, кстати, в Америке единичные инструменты вообще не подписывают.
Наверно прошли те времена, когда надпись на головке грифа определяла качество гитары.

Конечно, я же эту гитару делал для себя, но никак не на продажу. В Америке можно купить старый телекастер, но нельзя думать, что все старые гитары прекрасно звучат. Ведь многое зависит от того, где, в каких условиях гитара хранилась. Кроме этого, старые гитары в любом случае необходимо реставрировать, менять электронику и лады, ставить новые датчики. Это могут сделать только настоящие профессионалы, такие как мастера "Fodera". Они настолько все точно подогнали, покрыли лучшим лаком, словом просто не к чему придраться. На эту гитару поставили очень качественную фурнитуру и лучшие (для меня) датчики, которые отличаются от оригинальных.

f3 Типы датчиков: Lawrence pickup L250 - бриджевый, а нековый Seymour duncan 59. Но главное, отличие от обычного телекастера это наличие пьезобриджа VT Powerbridge фирмы Fishman, который разработан специально как телеков (есть бриджи и для стратов), в классическом дизайне. Как меня уверяли это лучшие пьездатчики для электрогитар в мире на сегодняшний день.

Ты видел как работают гитарные мастера мирового класса. Что тебе наиболее запомнилось?

Это очень интересная тема, т.к. я сам немного увлекаюсь работой по дереву и мне интересно бывать на этой фабрике и видеть как работают гитарные мастера. На первый взгляд это обычная мастерсткая, как и у наших мастеров, но только с наличием большого количества различных приборов и инструментов, станков для обработки дерева. Очень качественные лаки. Однако главное здесь даже не приспособления и токарные инструменты, а сам технологический процесс, который отработан до мелочей. Это относится и к сушке дерева в профессиональных камерах (хотя самые дорогие гитары изготавливают из дерева с естественной сушкой) и покрытия специальными лаками, и сборке и т.д. Весь этот процесс разработан Винсентом Фодерой, именно поэтому гитары так звучат и пользуются огромным спросом.

  Я знаю много хороших российских гитарных мастеров. Как правило, дела у них идут не очень удачно. Большинство российских гитаристов называют это все "самопалом" и предпочитают приобрести фирменные конвейерные инструменты, чем гитары ручной работы наших мастеров.

Я сам в некотором смысле опасаюсь самопальных гитар. Где гарантия, как поведет себя эта гитара ? Как правило, мелкие недочеты у этой гитары всегда будут. Сейчас ситуация правда меняется. Мне попадаются иногда в руки отечественные мастеровые гитары очень хорошего качества, как по самой работе, так и по звуку. Мастера тщательно подбирают дерево, устанавливают фирменную электронику и самую современную форнитуру. Как вы понимаете, и стоят такие инструменты прилично, не меньше серийных фирменных гитар. Проблемы наших мастеров я хорошо знаю, так как. мне делали гитару на заказ. У наших мастеров, к сожалению нет такого дерева и оборудования как у работников фирмы "Fodera". Дерево для профессиональных гитар ищут и покупают по всему миру и это не в состоянии осуществить российский мастер. Но это еще не все. Подобрать определенные куски дерева для гитары эта целая наука, тут помимо огромного опыта, нужна интуиция, чутье великого мастера, каким обладает Vincent Fodera .
 
ungitar3 Как оценил твою гитару Майкл Стерн?

 Мой друг Вадим Медведь сделал для меня потрясающий сюрприз. Зная, что я давно общаюсь с Майклом Стерном, в процессе изготовления гитары он попросил его подписать инструмент.

Кроме этого, весь этот процесс подписи он сфотографировал мне на память! Потом он эту подпись покрыл лаком. Я ему очень благодарен за это, что он не пожалел времени, для того, чтобы сделать мне такой подарок. Гитара для меня стала еще более дорогой. Тут дело не в том, что я уж так трепетно отношусь к автографам, это время идеализации западных гитаристов у меня прошло. Просто эта гитара стала в каком-то роде уникальна, она имеет необычную историю, родословную.

  Когда я приехал за инструментом, то был очень приятно всем этим удивлен. Уже в готовом виде я встретился с Майклом и показал ему инструмент. Гитара ему очень понравилась, он отнес ее к разряду высокопрофессиональных инструментов.

Что в этой гитаре необычного?

Прежде всего, как я уже говорил, - идеальная сборка и доводка инструмента. Естественно, что она идеально держит строй, имеет богатый звук, сустейн. Пальцы просто "прилипают" к грифу. Превзошел все мои ожидания пьезо датчик, который дает прямо какой-то звук нейлоновых струн. Раньше я к пьезо датчикам, установленным на электрогитару, относился как не очень то нужной вещи. Но теперь понял, что этот датчик дает гитаре совершенно новые краски и существенно расширяет спектр звука. На концертах Валерия Сюткина я стал использовать пьезо звучание в аккомпанирующих партиях. Звучит просто прекрасно, как акустическая гитара.

Как эта гитара вообще показала себя в работе? Что ты вообще почувствовал, играя в первый раз в группе на этой гитаре?

В первую очередь - потрясающая читаемость звука гитары в оркестре и идеальный строй. Удивительная ровность звучания всех струн. Раньше, на других гитарах нижние струны были какими-то ватными и звучали громче верхних. Эта новая гитара пробивает любую самую насыщенную аранжировку и органично вписывается в частотный спектр ансамбля. В сумме с хорошим усилителем, обработкой, эта гитара звучит просто потрясающее. Слышна порода этой гитары. И играть на этом инструменте одно удовольствие, т.к. она "послушна" и дает разнообразные краски при малейшем изменении звукоизвлечения.

Что разонравился твой прежний Ibanez-540?

По звуку, по игровым ощущениям эти гитары сравнивать нельзя, т.к. они разной ценовой категории. Но Ibanez -540 мне служил очень надежно. Я сделал с ней много работы - записал свой второй сольный альбом, снялся в живом видеоконцерте. А сколько я записал на нем партий гитары различным исполнителям, так вообще не сосчитать. Правда, я заменил на ней датчики на Dimarzio, т.к. родные звукосниматели не очень высокого качества. В целом, серийный Ibanez, уровня 540-ых моделей -хорошая рабочая гитара, на которой можно добиться профессионального звучания, как в студии, так и на концертах. Но музыкант все равно мечтает о чем- то большем и если появляется возможность приобретает инструменты более высокого класса.

Игорь, извини за глупый вопрос, а зачем нужна дорогая гитара, ведь зарабатывать деньги ты бы мог и с Ibanez?

Гитара для меня не только инструмент для зарабатывания денег, это нечто большее. Для записи и тем более для концертов серийный Ibanez, который можно купить в музыкальном магазине A&T Trade - вполне достойная гитара. Но я всегда мечтал получить настоящий фирменный звук, как говориться, высшей пробы. Теперь, с новой гитарой, я знаю, что если эта гитара звучит плохо (совместно с гитарным преампом Mesa Boogie Triaxis, процессором t.с.G-Force и усилительной системой Messa Boogie 50х50 с родными колонками Mesa Boogie), значит что-то не то я делаю руками. То есть качественная гитара и соответствующее оборудование вскрывает все недостатки техники музыканта. Теперь уже нельзя найти оправдание плохой игре и плохому звуку, мол, гитара не звучит и усилитель плохой. Поэтому на хорошей гитаре в чем-то играть труднее, т.к. она более требовательна к технике, к звукоизвлечению.

  И еще, на протяжении многих лет, даже десятилетий, я "боролся" с гитарой, желая получить профессиональное звучание, теперь я практически снял эту проблему (сколько времени и средств на это было потрачено!). Все мои силы теперь я отдам "борьбе" с гармонией, импровизацией, композицией и т.д.

ungitar4 Вот мы плавно перешли именно к твоей творческой стороне. Тебя многие читатели знают как импровизатора, классного "альтерированного" аккомпаниатора, автора инструментальных композиций. Но мало кому известно, что ты пишешь песни для звезд эстрады, в частности для Валерия Сюткина. Причем не просто проходные песни, а действительно классные вещи. Что ты скажешь по этому поводу?

Я давно занимаюсь композицией. Для джазового музыканта композиция это атрибут, т.е. музыкальный элемент без которого в джазе быть просто невозможно. Ведь импровизация, которая основана на глубоком знании законов гармонии, ритмическое чувство и другие элементы - это и лежит в основе музыкального сочинения.

Что касается песенного эстрадного жанра, то он имеет свои особенности. Самое главное здесь простота, доступность и вкус. В инструментальных пьесах я могу экспериментировать, вводить сложные гармонические обороты, импровизировать по различным системам, выходить из тональности и т.д. Но песенный жанр в поп-музыке имеет свои музыкальные законы, которыми я не пренебрегаю.

И еще, что хочется сказать, что мои песни поет прекрасный певец - Валерий Сюткин, жанр которого максимально приближен к джазу. Наверное, я смог бы сочинить музыку для группы "Руки вверх", но в этом случае я бы это делал только головой, чистым расчетом, но не душой. С Валерием дела обстоят иначе. Когда я пришел в группу я увидел в этом исполнителе человека, который может петь мелодичные "приджазованные" песни . Поэтому делаю для него песни без внутренних противоречий. Быть может благодаря этому, они и получаются более менее удачными, хотя об этом судить не мне…

(Прим. автора: Хочется пояснить читателям, что Вы могли слышать две песни, написанные Игорем для Валерия Сюткина: "Быстрее звука" на стихи Сергея Патрушева и песню " Кофе перед сном" ст. С. Патрушева. В настоящее время готовится еще несколько песен, которые Вы услышите в следующем альбоме Валерия Сюткина.)

Многие джазовые музыканты играют стандарты и не сочиняют собственную музыку.

 Джазовый гитарист должен знать максимально большое количество классических джазовых тем и уметь их обыгрывать (как в гармонии так и в импровизации). Это школа, фундамент, без которого просто невозможно идти дальше. Но лично я давно пришел к мысли, что останавливаться на этой стадии никак нельзя. Ведь по большому счету, какую бы ни сделать аранжировку, какие бы не применять способы импровизации, это все равно будет очередная версия известной темы. Кроме этого, классические джазовые композиции музыканта в чем-то сковывают, определяют для него определенные границы, дальше которых ступать не всегда можно, так как это очень рискованно с точки зрения музыкальной эстетики или просто художественного вкуса.

  В своих авторских композициях я более свободен и не сдержан определенной стилистикой, фразировкой. Я чувствую, что должен даже в чем-то рискнуть, т.е отойти от строгих теоретических правил, которые я имел возможность почерпнуть, побывав в чьей-то шкуре, путем подражания или копирования, и отыскать то, что будет свойственно лично для меня, что будет согласовываться со мной и будет иметь смысл для времени и условий, в которых я живу. Однако, при всем при этом, во втором альбоме я играю классический джазовый стандарт "Sammertime" Джорджа Гершвина и "So What" Майлса Дэвиса, в собственной современной версии. Но это скорее дань уважения стилю, в целом джазу, чем основная линия моего творчества на сегодняшний день. Быть может я вернусь к идее чистой классики (имеется ввиду джазовой), но уже "другим" человеком, на более высокой ступени, пройдя сложный путь саморазвития как в музыкальном плане, так и в духовном.

Многие джазовые музыканты, поработав у звезд, постепенно привыкают к стабильности, к деньгам., вообщем, перестают развиваться в музыкальном отношении. Ты же наоборот идешь вперед, что заставляет тебя делать это?

Некоторые звезды эстрады ревностно относятся, когда музыкант его коллектива еще участвует и в других проектах. Но Валерий Сюткин в этом отношении совсем другой человек. Более того, он мне всячески помогает, и даже принимает участие в моих сольных проектах. Например, в качестве почетного гостя он пел на презентации моего второго альбома "Время вдохновения". Конечно, концерты с Валерием это основная моя работа и только в свободное время я могу панировать какие-то свои дела. Это относится и к работе с Сергеем Манукяном и с "Арсеналом".

Что мной движет? Это сложный вопрос. В глубине души ответ на него я нашел, но пусть это останется при мне. Публика должна видеть (и слышать) мои компакт-диски, концерты, но не философские размышления о смысле жизни…

Интересно читателям узнать как ты все это успеваешь делать?

Наверное у меня такой характер. Я хочу максимально реализовать себя, поэтому очень ценю время. Работа в разных коллективах это хорошая концертная практика, это накопление опыта, который невозможно наработать только домашними занятиями. Кстати, в некоторых проектах я работаю за очень скромные деньги, т.к. моя цель именно накопление опыта, достижения высокого профессионализма Если работать один-два концерта в неделю (тем более хорошо выученных), то для профессионального музыканта это явно недостаточно. Так и происходит постепенная деградация. В Америке профессиональные музыканты работают по пять-шесть концертов (а то и больше), причем они тоже работают в разных местах и не отказываются ни от каких предложений, если не связаны контрактами.

 Чем ты занимаешь дома, в смысле, что изучаешь для "повышения квалификации" ?

f4 На данный момент у меня как у гитариста сформировался определенный музыкальный словарь. Все накопленные мной импровизационные фразы, гармонические последовательности, гитарные технические приемы я пытаюсь согласовать между собой и таким образом, в идеале, постепенно приблизиться к абсолютной импровизационной свободе. Расширение своей лексики - поиск новых ладогармонических красок, импровизационных заготовок - занятие бесконечное. Я полагаю, что любой серьезно относящийся к музыке человек имеет то же самое чувство, что чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь. Я часто испытываю это потрясение, когда утром беру инструмент в руки.

Поэтому дома, систематическими занятиями, я пополняю свой музыкальный словарь новыми фразами, гармоническими оборотами, техническими приемами, изучая нотные книги, видео, слушая записи выдающихся музыкантов (не только гитаристов). Все это я стараюсь применить, уже в реальной музыке, на концертах. С годами накопленный музыкальный материал отфильтровывается, нарабатывается исполнительский автоматизм, отшлифовываются фразы, появляется гибкость и легкость их соединений, развивается импровизационный слух и интуиция. Так, в конечном итоге, и происходит постепенное накопление и выработка собственного музыкального языка, который отличает одного музыканта от многих других. Вот над этим и работаю, уже более 20 лет…

Ты написал две книги по импровизации, они именно об этом?

Об импровизации, но без философии. Первая книга посвящена некоторым законам создания (построения) импровизационной линии. Уделено большое внимание выходу из тональности, т.к. это наиболее труднопреодолимый рубеж при изучении импровизации на гитаре. В ней я дал некоторые импровизационные заготовки, на базе которых, читатель поймет принципы обыгрывания отдельных аккордов и гармонических схем. Вторая книга посвящена уже аккордовой импровизации. В ней я уделил большое внимание кварто-квинтовым гармоническим соединениям, которые часто применяются в таких стилях как джаз-рок, фьюжн. Вторая книга вышла с аудиоприложением на CD.

Издатель книги (издательство Хобби-центр) Кирилл Смолин говорил мне, что твои книги охотно покупают. Значит кому-то они нужны (в наше то время, изучать джаз…).

 Жизнь не остановишь. В свое время мой педагог Владимир Молотков выпустил две знаменитые книги ("Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре" и "Джазовая импровизация на гитаре"), которые до сих пор пользуются огромным спросом. Изучая джаз, начинающий музыкант создает для себя прочную базу, ту основу, на которой "стоит" вся эстрадная музыка. Поэтому в том, что молодежь покупает книги и изучает "атональные пассажи" нет ничего удивительного.

Игорь как-то ты мне объяснял причину возвращения на Родину. Мне кажется, что многим читателям журнала будет интересно об этом узнать.

Почему не остался за границей? Это бессмысленно, я имел возможность достаточно долго жить за границей. И внутренняя механика того, что происходит в чужой стране, стала мне понятна уже после второй поездки. Для того чтобы все было нормально, надо там родиться. Тогда будут контакты, связи, язык… Так же, как у меня в России.

f5 И как бы ни было здесь сложно, эти контакты, копятся, и где-то что-то происходит … рано или поздно. Там все время хватаешься за любую работу для того, чтобы платить за квартиру, чтобы просто жить.

Вообщем, туда надо приезжать в гости, причем с деньгами, тогда видишь приятные улыбки и все остальное. Именно так я и поступаю - два раза в год на одну-две недели я еду в штаты, общаюсь с музыкантами, узнаю новости, показываю свои новые работы. Кстати, у многих вызывает интерес подобные статьи в российских профессиональных журналах. В следующий раз обязательно покажу IN/OUT Винсенту Фодере и Вадиму Медведю…

Что касается музыки, реализации себя в ней, то мне кажется, что здесь, как любой российский музыкант, я имею больше возможностей. Это касается и выпусков сольных дисков, и видеоконцертов, и учебно-педагогических книг. В Америке это сделать очень сложно.

Что ты планируешь на 2001 год?

Я не люблю загадывать. Работы очень много и в плане новых записей, в концертной деятельности как сольно так и с исполнителями и в издательском направлении. Буду стараться их реализовывать. И надеюсь, читатели вашего замечательного журнала будут узнавать об этом первыми…

Редакция журнала IN/OUT желают тебе оставаться таким же энергичным и творческим человеком. Успехов тебе!