Игорь Бойко
» Пресса » Интервью » Драйв, накрывающий волной
@
Драйв, накрывающий волной

news1_clip_image001Лидер группы "Игорь Бойко Бэнд" - Игорь Бойко - эмоциональный, яркий, необычайно открытый - был не просто замечательным солистом, но и "звездой данс-пола". В его мимике, жестах, движениях и, конечно, в музыке ощущалось чувство драйва, без которого не может обойтись ни один джазовый музыкант. Его драйв накрывал зрителей волной искрометных чувств. А когда Игорь пошел "гулять" по проходам Кремлевского зала, продолжая солировать на своем беспроводном инструменте, каждый из нас мог почувствовать себя участником незабываемого шоу, увидеть капельки пота на лице артиста. Гитарист создавал свойственное только ему одному сокровенное звучание, которое проникало в каждую клеточку организма, так, что возникало ощущение, что ты "звучишь изнутри", и только тебе посвящены улыбки, направляемые Игорем в зал. Музыкант, который входит в тройку лучших гитаристов России, открывал свою программу с композиции "Напиток Дэйвиса", посвященной великому трубачу Майлсу Дэйвису. (Все, кто хоть как-то соприкасался с джазом, знают, что это легенда джаза - основоположник стиля, в котором играет сам Бойко). Дальше звучала пьеса "Двойное чувство", которую музыкант посвятил Хорасу Силверу. А завершал Бойко свое выступление "Свободным джазовым танцем" Эдди Харриса - единственным джазовым стандартом в его программе. Целый час был на сцене "Бойко Бэнд", много это или мало? По-моему, все были в восторге: музыканты и публика быстро нашли контакт, который не хотелось прерывать.

Игорь Бойко: играть играючи!

На фестивале "Триумф Джаза", проходившем 16-17 марта в Нижнем Новгороде, выступало много известных команд, нижегородских и не только. Среди них, в числе наиболее заметных и значимых - московская группа "Игорь Бойко Бэнд". С ее лидером, известным гитаристом Игорем Бойко , мы встретились перед самым выступлением, чтобы в режиме "реального времени" узнать его мнение о фестивале и о нашем городе.

Игорь, Вы часто бываете в Нижнем Новгороде?

news1_clip_image002- В Нижнем я, наверное, раз двадцатый, но со своей сольной программой - впервые. Славный город. До этого я бывал здесь с небезызвестным всем нам джазменом Сережей Манукяном, а также в составе всевозможных поп-проектов.

Как Вам нижегородская публика?

- Я считаю нижегородскую публику искушенной, ведь ваш город имеет свои традиции, связанные с джазом, - это и концерты, и фестивали. Пусть они проходят не каждый год, но, тем не менее, у всех джазовых музыкантов, российских и не только, Нижний Новгород всегда ассоциируется с джазом.

Чем вы собираетесь удивить нижегородцев?

- Я обычно не ставлю перед собой задачу "кого-то удивить". Просто я стараюсь честно делать свою работу, пропагандируя ту музыку, которую играю со своей группой. Журналисты часто ее называют "фьюжн"; хотя я не люблю всякие эти термины.

Нельзя ли поподробнее - что вы собираетесь играть?

- В основном программа составлена из моих пьес. Иногда я вкрапляю в нее и известные джазовые стандарты в авторской аранжировке. Сегодняшнюю нашу программу мы открываем композицией под названием "Напиток Дэйвиса", посвященной великому музыканту - Майлсу Дэйвису. Каждый, кто хотя бы раз соприкасался с джазом, знает этого известного трубача, основоположника стилей кул-джаз и джаз-рок; последний, кстати, со временем и перешел во фьюжн. Далее, есть еще одно посвящение великому музыканту - Хорасу Силверу, которое звучит в пьесе "Двойное чувство". Отдавая дань уважения мэтрам жанра, а также джазовым стандартам, в завершении мы исполняем еще одну интересную вещь - мою версию пьесы "Свободный джазовый танец" композитора Эдди Харриса.

news1_clip_image003Игорь, а почему вы выбрали именно "фьюжн"? Что вас в нем привлекает?

- Мое становление как музыканта происходило в 70-е годы, когда очень бурно развивался джаз-рок, рок-музыка. Естественно, эти направления не прошли мимо меня. Чуть позже я пришел к джазу и классике, когда учился на эстрадно-джазовом отделении в Киевском музыкальном училище им. Глиэра у известного гитариста-педагога Владимира Молоткова. Таким образом, в музыке, которую играю я, можно услышать элементы всех перечисленных выше музыкальных направлений, слияние которых и получило название фьюжн. Правда, сегодня это название уже встречается не только в музыке, его уже можно встретить, скажем, в ресторанах, так как в кулинарии уже давно существует смешение гастрономических традиций, национальных блюд и культур.

Как у вас происходит процесс сочинения музыки?

- Бывает, что долго не появляется новых идей, а бывает - наоборот: за одну ночь сразу несколько пьес возникнет. Невозможно вычислить, откуда это все приходит. У меня сочинение музыки может происходить, скажем, под впечатлением от общения с интересными людьми, а иногда после каких-то пережитых ситуаций - подчас стрессовых. Недавно, в декабре месяце, ушел из жизни мой Учитель, тот самый Владимир Молотков, известный джазовый музыкант и педагог, автор множества учебных пособий по гитаре. Ушел неожиданно и скоропостижно. Он был очень близок мне по духу. После случившегося, буквально за два дня, я написал несколько баллад-посвящений. Сказать по правде, не завидую тем композиторам, которым необходимо писать музыку "по расписанию" - скажем, к определенному дню и часу, для определенного фильма. Наверное, это очень сложно, когда "выжимаешь из себя" музыку.

А кроме джаза, для души, вы какую-то музыку слушаете?

news1_clip_image004 -Безусловно. Я люблю слушать разную музыку, главное, чтобы она была качественной. Еще желательно, чтобы это было что-то, контрастное джазу. В последнее время я все больше обращаюсь к классике: Чайковскому, Стравинскому, Моцарту. Вместе с тем, иногда слушаю импрессионистов - Дебюсси, Равеля.

Как вам кажется, в каком состоянии находится сегодня российский джаз?

- Джаз в России сегодня находится далеко не в печальном положении, напротив, я бы даже сказал - на подъеме. Подтверждением тому служит открытие клубов с джазовым и близким к джазу направлением, причем не только в Москве, но и за ее пределами. Проводятся джазовые фестивали, осуществляется приезд огромного количества мировых звезд джаза. Правда, пока это не очень освещается в СМИ, но, к счастью, сегодня обо всем можно узнать в Интернете.

А есть, на Ваш взгляд, сегодня какие-то новые веяния в джазе?

- Принципиально новых нет, мне кажется, уже давно - лет тридцать назад - все было создано. Сегодня происходит - микст, соединение разных музыкальных течений, направлений. Современный джаз ассимилируется в классической, этнической музыке и так далее. При этом, что немаловажно, джаз стал интернациональным. Задача музыканта, который играет джаз - привнести сюда что-то свое, с учетом своих национальных корней.

Между прочим, у славянских народов очень глубокие музыкальные традиции. Мы - мелодисты. Когда я общался с американскими музыкантами, то спросил: "Что вы слушаете?". Они ответили: "Русскую классику: Чайковского, Стравинского". В нашей музыке очень много мелодических и гармонических идей. У американских джазменов сегодня, наблюдается дефицит мелодий. Слушая их диски, замечаешь безупречное качество записи, прекрасное профессиональное исполнение, но часто в их музыке не хватает именно мелодии. У них музыка очень напоминает спектакль: богатый декорациями, с крутой массовкой, но главного героя в нем нет. Интересно, но это не только мое наблюдение, я слышал эту мысль и от многих моих коллег.

Игорь, для каждого музыканта джазовый фестиваль это что-то свое: общение, возможность показать свою программу. А что для Вас фестиваль "Триумф джаза?"

news1_clip_image005- Для любого музыканта любой фестиваль, будь он в Нижнем Новгороде или в каком-то другом городе или стране, - это всегда праздник. Приятно выступать на одной сцене с такими мастерами джаза, как, например, Игорь Бутман. Но не только потому, что мы с ним друзья; на сегодняшний день он является у нас флагманом в этом направлении, - он очень много делает для пропаганды джаза в России. И американская певица Синтия Скотт, и ваши нижегородские музыканты - Елена Моисеева и Тони Карапетян - очень хорошие, крепкие исполнители. Это приятно. Когда выходишь на сцену, видишь людей, которые пришли тебя послушать, возникает обмен позитивной энергетикой. Ты отдаешь зрителям свой положительный импульс и взамен получаешь так называемый "допинг публики". Это праздник; ты начинаешь понимать, что не все так безнадежно на свете, - людям интересно твое творчество, они тебя с удовольствием слушают, приобретают диски. Это на самом деле приятно ощущать. Вообще, джазмены, что скрывать, не так избалованы вниманием публики, как, например, поп-звезды. Не то, чтобы я жалуюсь, просто констатирую факт - факт, с другой стороны, во многом положительный. В джазе есть поклонники, и даже почитатели, фанатов в джазе по определению быть не может. Джаз - это некоммерческая музыка, он элитарен, по сути. Если бы джаз был массовым - это явление закончилось бы. Искусство не должно быть массовым - иначе это уже не искусство.

А как вы на сцене достигаете состояния драйва?

- О, какое определение! И хороший вопрос, между прочим. Нельзя быть всегда в драйвовом состоянии. Это зависит и от реакции публики, и от музыкантов, которые с тобой на сцене. Драйв не отрепетируешь, это состояние может возникнуть, а может - и нет. Конечно, для этого надо что-то приложить, нужно играть "с огоньком". Я достаточно эмоционален во время игры, и не могу стоять на сцене, как надутый индюк, с видом: "Щас как покажу свой класс". Я люблю играть играючи, с энергетикой, с подачей, может даже не столько джазовой, сколько рок-н-рольной. При этом я абсолютно раскрепощен, я открыт для окружающих, и надеюсь, они чувствует эту открытость в моей игре.

Беседовали
Юлия Александрова
и Надежда Крюкова

Информация и фото предоставлены российским джазовым интернет-порталом " Джаз.Ру "