Игорь Бойко
» Инфо » Майк Стерн » Майк Стерн очаровывает слушателей своей музыкой
@
Майк Стерн очаровывает слушателей своей музыкой

1

Майк Стерн - один из самых известных гитаристов мира, своей усердной работой он сумел заслужить уважение музыкальных критиков и коллег музыкантов. Майк завоевал место на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда появился в поле зрения массовой аудитории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего перерыва на сцену великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследствии он работал в качестве сайдмена с такими гигантами, как саксофонист Джо Хендерсон, басист Джако Пасториус, гитаристы Джим Холл и Пэт Мартино, трубачи Том Харрелл, Артуро Сандоваль и Тайгер Окоши, саксофонисты Боб Берг, Майкл Бреккер, Дэвид Сэнборн, группы Steps Ahead и Brecker Brothers . С 1986 по 2001гг. он выпускает успешные и творчески интересные альбомы на лэйбле Atlantic (с 2001 года на ESC Records ).

Эти альбомы сделали его одним из наиболее влиятельных мастеров игры на электрогитаре, чья стилистика оказывает воздействие не только на джазовых и фъюжн-гитаристов, но и на представителей других видов музыки. Диапазон влияний в игре самого Стерна весьма широк и простирается в диапазоне от мощи и арости Джими Хендрикса до деликатной чувственности Джимми Холла. В его технике есть и характерные “саксофоновы” легато, и смачные блюзовые “подтяжки”, явно происходящие из арсенала героев его детства - Би Би Кинга и Бадди Гая, и характерные звуковые эффекты, происходящие из рок-музыки. Сам Майк говорит, что предпочитает играть с теми, кто, как и он сам, погружены в традицию straight - ahead джаза, но при этом выросли в среде блюза, рока и фанка.

Майк Стерн родился в Бостоне 10 января 1953г. и начал играть на гитаре в 12 - летнем возрасте, первоначально подражая Би Би Кингу, Эрику Клэптону и Бадди Гаю. Он вспоминает: “Мне нравилась гитара, я увлекался ей, но не относился к этому серьезно, пока в 1971г. не поступил в колледж Беркли”. В Беркли его учителями были Мик Гудрик и молодой Пэт Мэтини. Они расширили его кругозор, давая юному музыканту слушать Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна, Маккоя Тайтера и Билла Эванса. В число любимых музыкантов Стерна вошли джазовые гитаристы Джим Холл и Уэс Монтгомери, оказавшие решающее влияние на формирование его собственного стиля. В 1976г. его бывший учитель Пэт Мэтини дал ему рекомендацию, благодаря которой он попал в популярный коллектив раннего джаз-рока – Blood , Sweat & Tears . Он играл с этой группой два года, записавшись на их альбомах “ More Then Ever ” и ” Brand New Day ” и познакомившись в этот период с двумя музыкантами, которые оказали огромное влияние на его дальнейшее развитие – Джако Пасториусом и перкусионистом Доном Алисом.

2

В 1979г. Майк Стерн вошел в состав одного из ансамблей, возглавляемых ведущим барабанщиком джаз-рока Билли Кобэмом. Он провел в этом коллективе два года, после чего в 1981-м был приглашен в состав новой группы Майлса Дэвиса. Его дебют в этом составе состоялся 27 июня 1981г. в ночном клубе KIX в Бостоне, беря уроки у местного джазового гуру Чарли Банакоса - он и сейчас продолжает консультироваться с ним по почте. Этот концерт оказался запечатлен на пленку и был выпущен лейблом CBS (знаменитый концертный альбом “ We Want Miles ”). Стерн также записался с Дэвисом на альбомах “ Man With The Horn ” и ” Star People ”- вместе с еще одним гитаристом, Джоном Скофилдом, который стал его другом (и, кстати, участвовал в записи его альбома 1999 г. “ Play ”). В 1983-84гг. Майк Стерн гастролировал с ансамблем Джако Пасториуса Word Of Mouth (“Устное слово”), а в 1985г. вновь отправился с Майлсом Дэвисом в тур, продлившийся почти год.

С 1986, не порывая с гастролями в чужих составах (в то время он выступал у Дэвид Сэнборна и в группе Steps Ahead , где тогда играли вибрафонист Майк Мэниери, саксофонист Майк Бреккер, басист Виктор Бэйли и барабанщзик Стив Смит), Стерн начал сольную карьеру, выпустив на лэйбле Atlantic успешный альбом “ Upside Downside ” с участием Пасториуса, Сэнборна, барабанщика Дэйва Уэкла, саксофониста Боба Берга и др. Последовали еще две записи - “ Time In Place ” (1988) с участием Питера Эрскина на барабанах, Дона Алиаса на перкуссии, Дона Грольника на органе и др., и “ Jigsaw ” (1989). Однако наибольший успех ждал альбом “ Standards ( And Other Songs )” (1993), за который Стерн получил от критиков и читателей самого авторитетного журнала Guitar Player звание лучшего джазового гитариста года. А два следующих альбома - “ Is What It Is ” (1994) ” Between The lines ” (1996) - были номинированы на премию “Грэмми”. С 1997г. Стерн обратился к более традиционной эстетике, что было зафиксировано альбомом “ Give And Take ” с участием басиста Джона Патитуччи, барабанщика Джека ДеДжонетта и перкуссиониста Дона Алиса. Следующий альбом, “ Play ”, представлял собой встречу трех супергитаристов - Стерна, Джона Скофилда и Билла Фризеля (“Джон и Бил мои самые любимые музыканты. Мне было очень интересно наблюдать за ними, учиться у них. Безусловно, наш совместный проект “ Play ” - это нечто новое уникальное, совершенно новое. Мы хорошие друзья, можно без скромности сказать, что у нас длинная совместная история. Большинство музыкантов, с которыми я работал на протяжении всей своей жизни, придерживались классического джаза, но также, как и я, экспериментировали с блюзом, роком, фанком”). Кстати, в записи этого альбома также участвовал басист Линкольн Гойнс, который еще в 1989-92гг. был участником гастрольной группы Майка Стерна.

В 2001 и 2003гг. Майк Стерн записывает два альбома ‘' Voices ” и “ These Times ”, впервые используя вокал: Ричард Бона, Филипп Хэмилтон, Элизабет Контомано. В записях также приняли участием Майкл Бреккер, Дэнис Чэмберс, Вини Колаюта, Кени Гарет, Виктор Вутэн и др.

Atlantic Discography

1. Voices
2. Play
3. Give And Take
4. Between The Lines
5. Is What It Is
6. Standards
7. Odds Or Evens
8. Jigsaw
9. Time In Place
10. Upside Downside

ESC Records

11. These Times