Москва, июнь 2001г. отель “Ренессанс”
Майк Стерн. Я считаю, что попал в нужное место и время. У меня была
возможность играть с великими музыкантами, такими как: Жако Пасториус, Майлз
Дэвис, Билли Кобэм, Брэккер Бразерс. Работая с ними, я не только выучил много
музыки, но и попал в центр внимания, это очень помогло мне и сейчас я могу
выступать по всему миру со своей группой. Хотя это довольно не просто и в
коммерческом и в финансовом плане. Очень трудно сбалансировать бизнес и
творчество, с этим сталкиваются многие музыканты, но более или менее получается
все лучше и лучше, мы востребованы и неплохо продаются мои сольные CD . Есть
люди, которые очень любят концепцию моей группы, то есть, мы играем музыку с
джазовым влиянием и с элементами рок музыки. Главное это то, что мы играем ее от
сердца, и каждый участник моей группы делает настолько, насколько он может это
делать. Так что в целом, я считаю, у меня удачно все складывается.
Всегда ли музыка номер один в твоей жизни?
М.С. Даже больше, конечно моя жена тоже занимает важное место в моей жизни,
ведь мы женаты уже больше 20 лет. Но музыка играет большую роль для нас обоих,
вот поэтому мы, наверное, и женаты так долго. Мы наслаждаемся музыкой друг
друга, набираемся опыта друг у друга, иногда Лени дает советы, но мы не идем
одним путем, я имею в виду, мы не играем вместе. Она тоже играет на гитаре.
Должен сказать, два гитариста в одном доме, Ух!!!
У тебя есть расписание на день?
М.С . Стараюсь тренироваться каждый день и все держать под контролем. Много
приходиться планировать. Стараюсь создавать различные идеи, иногда просто читаю
с листа классику и учу какие-то отрывки.
В своей игре ты склоняешься больше в сторону классического джаза или
рок-н-рола?
М.С . Когда впервые научился играть на гитаре, я много слушал Джимми
Хэндрикса, Би Би Кинга, Джеф Бэка. Это было до того, как я начал изучать джаз и
слушать Уэст Монтгомери, Джим Холла, Майлс Дэвиса, Джона Колтрейна, которые
сильно повлияли на меня также как и рок и блюз исполнители, не знаю хорошо это
или плохо. Джон Колтрейн и Джимми Хэндрикс являются для меня определенным
фундаментом, они играли от сердца, иногда растворяясь в музыке, обо всем
забывая. Мне нравится подобный накал страстей и энергии.
Какой у тебя подход к аранжировкам пьес?
М.С. Я всегда стараюсь делать аранжировки как можно проще, потому что чем
проще я сделаю их, тем больше даю свободы музыкантам. В то же время, я не хочу
такой простоты, чтобы казалось, что это просто сборище.
Принимаешь ли ты участие в организации концертов или это работа только
менеджера?
М.С. Быть джазовым музыкантом, вообще-то очень не простая профессия. Тебе
приходиться много работать, чтобы сохранить ансамбль, устраивать репетиции.
Понятно, что тебе помогает менеджер, но в моем случае, я координирую большой
объем работы, каких музыкантов надо набирать, могут ли эти музыканты с тобой
играть в нужные сроки, иметь на всякий случай двух ударников, это все очень не
просто.
Помогает ли в импровизации запас личного мелодического словаря?
М.С. Музыка это язык души и необходимо выучить достаточное количество слов,
чтобы высказать свое мнение в музыке. Конечно, в процессе есть много технических
сторон дела, много математики, это тоже приемлемо, но необходимо помнить, что
главное часть музыки - это эмоциональность. Но когда ты обращаешь внимание
только на техническую сторону - ты можешь потерять свою музыкальную
чувственность. Мне кажется, музыку надо играть, так как чувствуешь и от души.
Вообще, чем больше я играю с каждым годом, тем больше я понимаю, что ничего не
знаю и иногда я чувствую, что только начинаю. Это бесконечный процесс, так как
можно учить постоянно, главное – фокусировать на свою душу и сердце.
Как ты относишься к интертену?
М.С. Я думаю, что это важно сегодня и это величайшее достижение. Интернет
придает другой облик нашей работе, но жизнь всегда показывает как позитив, так и
негатив. В промышленности произошло ряд открытий и вместе с этими открытиями
появилось и ряд проблем. Вот благодаря Интернету, люди теряют права на
приватность. Существуют нелегальные копии твоих работ, и за это никто не платит,
и еще много других проблем.
Почему ты решил использовать вокал на своем диске?
М.С. Я давно мечтал сделать альбом с вокалом, потому как когда я пишу музыку,
то всегда пою мелодию вместе с гитарой. Мне неоднократно говорили многие певцы,
что некоторые мои мелодии хорошо бы прозвучали с голосом. Вот поэтому я записал
последний мой альбом с вокалом, который должен выйти в сентябре этого года. Пока
я не очень доволен сведением альбома, так как в студии обычно один звук, а
выходишь из нее, и картина меняется, но в любом случае, музыка получилась.
Как ты видишь будущее джаза?
М.С. Джаз развивается в разных направлениях. Некоторые остаются в
традиционном джазе, некоторые в том направлении, в котором я играю.
Но для меня по большому счету, не имеет значения, так как люблю все, главное
чтоб была музыка из души и исполнялась искренне. Очень важно быть уверенным в
своей идее.
Какую гитару и струны ты используешь на концертах?
М.С. Обычно я играю на своей старенькой гитаре сделанной для меня более
20-лет назад моим другом из Бостона, она выглядит как телекастер, но это не
настоящий телекастер, у нее старое дерево, она прекрасно звучит, и я очень люблю
этот инструмент. Пару лет назад, ко мне обратилась фирма Yamaha и предложила
сделать гитару специально для меня. Они сделали хороший инструмент, постепенно я
к ней привыкаю, и все больше и больше играю на ней. Это модель Pacifica и звучит
она значительно плотнее и жирнее чем обычный телекастер. Струны я предпочитаю
фирмы Fender и использую первую струну из комплекта 011, а остальные из десятки.
Звукосниматели у меня на гитаре: нэковый - Seymour Duncan , бриджевый – Hot
Rails .
Расскажи немного о музыкантах, с которыми приехал в Москву.
М.С. С Линкольном Гойнсом я очень давно уже работаю, он удивительный басист.
Боб Франческини - феноменальный саксофонист, с ним я играю всего один год.
Барабанщик Лайонел Кордью потрясающий музыкант, он так здорово играет, просто
убивает наповал. Меня вдохновляет, когда я играю с такими великими музыкантами.
В моей группе, а также на записях часто играет барабанщик Дэнис Чэмберс, с
которым я сотрудничаю уже очень много лет.
Как тебе игралось на московской сцене?
М.С. Что касается концертов в ”Ле-Клубе”, то это было здорово! В Москве очень
хорошая публика. Единственное что мне создавало дискомфорт - так это сам звук.
Очень было трудно производить звук, чтобы было все слышно во всех точках зала,
особенно если играешь не громко.
Майк, огромное спасибо тебе за это общение и за совместную игру это было
незабываемо.
М.С. Спасибо за приглашение тебе и Игорю Бутману, который делает все
возможное для пропаганды джаза в России.
www.mikestern.org
|