Игорь Бойко
» Инфо » Тед Грин
@
Тед Грин

Тед Грин «Помните, от правильной ноты вас отделяет всего один лад»
Тед Грин

Мы продолжаем знакомить наших читателей с малоизвестными исследователями и новаторами гитары, которые, не выходя на большую сцену, оказывали мощнейшее влияние на развитие современных джазовых концепций в целом и гитарных методик в частности.

Имя Теда Грина чаще всего упоминается, как автора книги «Chord Chemistry», - одного из самых серьезных учебников по гармонии, теории и аккордовой технике, когда-либо выпущенных для гитаристов.  Кроме этой монографии, Грин опубликовал «Modern Chord Progression»  и  «Jazz Guitar Single Note Soloing», однако, это далеко не все, что можно и нужно рассказать об этом человеке. Грин играл ослепительно красивые соло в любом стиле - от джаза до ню-барокко и был великолепным аккомпаниатором; кроме прочего, он часто давал мастер классы и был одним из постоянных авторов журнала Guitar Player.  Основное же дело всей его жизни – преподавание, в котором он был неутомимым искателем и придирчивым исследователем.  К сожалению, информация о Теде Грине крайне скупая, однако мы попробовали собрать маленькие части биографии Грина вместе, чтобы получилась более или менее ясная картина.

Тед Грин (Theodor «Ted» Greene) родился в Калифорнии 26 сентября 1946 года. Мальчику нравилась музыка, он подбирал и исполнял произведения Гершвина. В 11 лет отец подарил Теду гитару, после чего и началась первая серьезная работа с первыми  учебниками и осваивание нотной грамоты. В старших классах Тед много играл с местными группами, затем поступил в колледж Cal State Northridge, но вскоре бросил его и полностью сконцентрировался на музыке.

Тед Грин Обучение и образование

В 1963 Грин вернулся в Калифорнию, где через какое-то время устроился на должность преподавателя в Ernie Ball`s Guitar Shop, через 11 лет после этого Тед Грин окончательно переключился на частную практику.  У Грина занимались студенты самых разных уровней – от новичков до профессионалов.  Любовь Теда к музыке и его серьезный, скрупулезный подход, заставляли его вникать в самые мелкие аспекты. Ненасытный читатель каждой книги по теории музыки, Тед отфильтровывал малейшие аспекты любой информации и систематизировал их. Тед мог объяснять своим студентам мельчайшие нюансы на любом уровне. Кроме прочего, Тед не ограничивался исключительно гитарными пособиями, стараясь привносить любую возможную стороннюю технику. Например, будучи любителем музыки барокко, Тед транскрибировал для гитары хоралы Баха, упор при этом делался на «фортепианное» мышление гитариста.  За несколько лет подобной работы Тед углубил свои знания и поднял свой уровень музыканта  настолько, что смог пройти двухмесячный курс обучения  у легендарного Джорджа Ван Эпса. Огромное влияние на Теда оказал Вес Монтгомери, также очень многое Тед взял у таких столпов как Джо Пасс, Джими Бруно, Джо Диорио и им подобных.

Публикации и концертная деятельность

Постоянно накапливая и систематизируя знания, разрабатывая как теоретический, так и практический подходы, Тед  смог написать первую серьезную книгу «Chord Chemistry», первая публикация которой состоялась в 1971 году.

Начиная с осени  1976-го, Тед показывает публике  свою первую большую гитарную программу: Sunday Nights at the Somke House in Toluca Lake; в этот же период выходит следующая книга – «Modern Chord Progressions Vol. 1».  Но самое важное событие – это запись альбома «Solo Guitar», изданного в 1977 году.  Вскоре после альбома выходят еще две книги - «Single Note Soloing Vols. 1 & 2».

Тед Грин Несмотря на множество предложений записываться и работать действующим гитаристом преподавание оставалось для Теда самым основным и важным делом.  Все же, изредка он играл: на шоу NAMM,  проводил семинары на самых разных площадках, в колледжах и музыкальных магазинах. В очень редких случаях Тед играл на свадьбах и частных вечеринках.

 Вообще, Тед всегда предпочитал работать «за вокалистом», аккомпанируя, потому что считал звучание любой группы ограниченным.  Но когда Тед играл один, без сопровождения, границ  для него не существовало, - Грин импровизировал и мыслил в самых разнообразных стилях. В его технике было огромное количество приемов, он мог  играть арпеджио, подражая арфе, разбавляя их интеллигентным и изящным вибрато, что придавал игре особый оттенок. В арсенале Грина был и шагающий бас, и аккордовое голосоведение, имитируя игру двух гитаристов сразу. Грин очень любил работать с контрапунктом,  использую его для микса разных стилей, например его «фирменная» «Autumn Leaves» , сыгранная в стиле барокко.

Кроме прочего,  справедливым будет отметить, что основное предпочтение на живых выступлениях Тед отдавал бэк-вокалисткам, приглашая их в рестораны и ночные клубы.

Гитара 

Гитара, которую Тед использовал на таких выступлениях, чаще всего была какая-то из семейства Telecaster. К слову, именно Тед Грин помог компании Fender  с первой репликой гитары 1952 Telecaster vintage reissue,  отдав «на растерзание» свою коллекцию Telecaster-ов, Nocaster –ов и Broadcaster-ов.

Тед  Грин скончался в своем доме 23 июля 2005 года от сердечного приступа.

 

Ниже мы приводим отрывки подробнейшей беседы известного американского гитариста и музыкального журналиста Джима Карлтона(Jim Carlton) c Тедом Грином. Полный вариант этого крайне познавательного и интересного интервью можно найти по следующему адресу http://www.jimcarlton.com/Ted%20Green%20Interview.pdf 

 

О Джерри Риде(Jerry Reed)

… Это тот человек, который мне нравился с самого детства и оказал, наверное, одно из самых больших влияний на меня. Чем больше я узнаю и умею, как музыкант, тем крепче и больше мое уважение и любовь к Джерри Риду. Он – Рэй Чарльз от гитары. … Но я никогда не играл ничего из Джерри. Дело в том, что мне интересно столько всего в гитаре, что я вынужден ограничивать себя, иначе я не сыграю ничего своего. Поэтому, я силком заставляю себя ничего не играть из Джерри, только слушаю.»

О влиянии Чарли Кришчиана(Charlie Christian) и Джанго Рейнхардта(Jango Reinhardt)

 «… В детстве Чарли не оказывал на меня никакого влияния – его не было среди записей моего отца. Конечно, я видел его имя в журналах, но оно ни о чем мне не говорило. Только потом я узнал, что это оказывается тот самый гитарист, который завораживал меня на записях оркестра Бенни Гудмена (смеется), и стал настоящим фанатом Чарли. А вот записи Джанго были у нас дома,  как раз один из тех альбомов, где Джанго играл на электрогитаре, там еще есть (пьесы) «I`m Confessin» и «Night and Day»… Я обожал этот альбом.  Я думаю, Джанго был самым взрывным гитаристом в джазе, никогда нельзя было угадать, когда этот ураган возьмет и понесет тебя.  Но я был никудышным учеником, я не мог в точности воспроизвести то, что он делает, да еще на такой скорости. Конечно, я занимался скоростью, но это все было не то. И еще – его было сложно снимать на слух. Потом, когда  я вырос, натренировал уши, научился отличать минор от мажора, я поставил запись Джанго еще раз…но, все равно, очень много снять не удалось. Однако именно благодаря Джанго я научился очень многим вещам, поэтому сказать «он повлиял » - ничего не сказать…»

Об обучении у Джорджа Ван Эпса (George Van Eps)

«…Я проучился у него достаточно долго, чтобы понять, как мало я сделал из того, что на самом деле нужно было знать и уметь.  Я, конечно, догадывался об этом, но потом я увидел, какое огромное количество есть вещей, о которых я даже представления не имел. Мы очень много работали над аранжировками пьес.  Он никогда не давал записать урок, но всегда останавливал и заставлял записать пьесу. Он всегда импровизировал в аранжировках и никогда не играл дважды одного и  того же, если это не был специальный, придуманный им для конкретных целей пассаж или квадрат. Он говорил: «Тед, я не играю шейпами»… Я ответил как-то: «Черт его знает, чем ты играешь, а чем нет» Он как-то сыграл мне «Mountain Greenery» - это был лучший вариант аранжировки, который я когда-либо слышал, несмотря на одну гитару - без сопровождения. Там метроном с ума сходил, его пальцы расплывались, их не было видно, когда Джордж одновременно играл бас, ритм и мелодию».

О занятиях

Тед Грин «… Какие-то удачи в моем самообразовании возможны, только если я подхожу к занятиям максимально ответственно, максимально. При таком подходе, ворчи, не ворчи, толк будет, только не ленись заниматься часами, даже если долго ничего не происходит. Я знаю, что если я остановлюсь, или отвлекусь, или дам себе передышку, то сразу же появиться вакуум, все придется начинать заново, с нуля. Я очень волнуюсь о будущем.  Дело в том, что очень многое в гитаре приходит медленно, даже несмотря на упорные занятия. Я всегда говорю себе «Давай, Тед, ты можешь сделать это». Но я могу сказать себе и: «О кей, это тебе не нужно». Так было, когда я впервые услышал, как какой-то парень играл что-то в стиле Чета Аткинса.  Я тогда подумал - это просто игра на гитаре. Правда, когда я услышал самого Чета, я понял, что все совсем не так просто, как кажется!..(улыбается). Вообще, нужно уметь выбирать направления своего развития, а не просто мучить себя. Людям свойственно  зацикливаться на чем-то одном, это не верно. Например, теппинг. Первые разы, когда его слышишь, это завораживает, но на одном теппинге далеко не уедешь, да и нужен он не всегда.  Я слышал об одном парне – Рэнди Реснике (Randy Resnick), легенде среди гитаристов Лос-Анджелеса. Он хотел звучать в точности, как Колтрейн конца 60-х – начала 70-х. Он занимался 10 или 12 лет, у него были очень высокие планки, дело продвигалось не быстро… В итоге, он сыграл, конечно, но это было не так, как звучат или играют гитаристы… И он исчез. Зацикливаться нельзя. Нужно знать меру».

При переводе и компиляции статьи были использованы следующие ресурсы:
Официальный сайт Теда Грина
Портал AllAboutJazz
Wikipedia

 

Над материалом работал Максим Ротшильд ( Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script )