Игорь Бойко
» Инфо » Джордж Ван Эпс
@
Джордж Ван Эпс
Джордж Ван Эпс: биография

image001 Музыкант-исследователь Джордж Ван Эпс (George Van Eps) родился в США в 1913 году в семье музыкантов. Его отец, Фред Ван Эпс был звукорежиссером и мастером игры на 5-струнном банджо, его мать преподавала фортепиано, три старших брата, также, были музыкантами. В доме Ван Эпсов нередко собирались большие музыканты, даже сам Гершвин захаживал к ним, поэтому музыкальные вкус и культура были привиты мальчику с раннего детства.

В 9 лет Джордж заболел ревматизмом, и его на год приковало к постели. «Постель была для меня как нож», - говорили он, вспоминая это. Однажды Джордж услышал, как доктор сказал его матери: «Будет чудо, если этот парень дотянет до 20 лет». Джордж решил не терять времени. Как-то все домашние ушли из дома по делам, оставив мальчика дома одного. «У меня в ногах лежало банджо», вспоминал Ван Эпс, - «Я дотянулся до него и попробовал поиграть». Когда семья вновь собралась вечером, он сыграл им «Somebody Stole My Girl» и «Alabamy Bound», Джроджу Ван Эпсу было 11 лет.  

В 12 лет он уже профессионально музицировал вместе с семьей. После того, как Джордж услышал по радио Эдди Лэнга, он всерьез занялся гитарой.  В 14 лет - в 1927 году - он впервые записался на студии у отца.

В 1934 году Джордж начал играть в ансамбле Бенни Гудмена. В этом же году он записал одно из первых своих соло в композиции «Somebody Loves Me» у Эдриэна Роллини. После работы с Гудменом Ван Эпс несколько лет работал в составе Рэя Нобля, после чего переехал в Голливуд и начал самостоятельную карьеру.

van_eps_san_francisco Джордж Ван Эпс разрабатывал новый стиль, на который, в числе прочих музыкантов, оказали влияние Джанго Рейнхардт и Чарли Кристиан. Суть заключалась в том, чтобы одновременно играть партию баса, аккордовый аккомпанемент и партию соло. Эта имитация ансамбля одним человеком и стала фирменным стилем Ван Эпса, который шутливо прозвали «фортепиано на коленях». «Я не забочусь о том, чтобы сыграть 9 миллионов нот в секунду», - говорил он впоследствии в интервью Times в 1991м году. «Мне интересно, чтобы что-то происходило. Чтобы это был не просто аккорд, а что-то живое внутри аккорда, чтобы читался самостоятельный бас, гармонический аккомпанемент, а снаружи было соло. Мне интересен каждый звук в каждом аккорде, мне интересно, как из этого рождается что-то новое». В свой гитарный стиль Джордж привнес технику игры на банджо, а также пальцевый стиль кантри-гитаристов, таких как Чэт Аткинс и Мерл Трэвис.  

Джордж Ван Эпс разработал и свою концепцию гитары: он добавил к инструменту 7 басовую струну, что позволило инструменту звучать глубже и ярче. (Первая гитара по образцам Ван Эпса была сделана в 1938 году фирмой Epiphone; впоследствии фирма Gretsch выпускала его именную модель).

Первые записи на 7-струнной гитаре были сделаны на лейбле Jump в середине 40-х годов прошлого века, а именно «I Wrote It For Jo», «Kay`s Fantasy», «Tea For Two». Никаких мультитреков, никаких наложений, все игралось в реальном времени. Именно эти пьесы заставили Клива Аккера (продюсер лейбла Jump) сказать: «… даже неподготовленным ухом слышно, что так играть не сложно. Так играть невозможно!»

В течение жизни Джордж Ван Эпс работал со многими артистами, как солирующий гитарист, и как аккомпаниатор, развивая и улучшая свой стиль. В зависимости от задачи, он мог провести изящнейший и самобытный аккомпанемент для, например, Фрэнка Синатры или показать изысканное соло.

Однако, до 60-х годов Ван Эпс, преимущественно, аккомпанирует. Единственным исключением были те самые записи, сделанные в середине 40-х на лейбле Jump вместе с La Vere Chicago Loopers, и в составе трио вместе с Эдди Миллером и Стэном Райтсменом. К сожалению, из-за малых тиражей записи не вышли на широкую аудиторию, и остались известными лишь узкому кругу профессиональных музыкантов.

van_eps_barry В конце 50-х начале 60-х Ван Эпс записывается для лейблов Columbia и Capitol, которые заинтересовались уникальным стилем. На свет появились «Mellow Guitar» и последующие «My Guitar», «Seven String» и «Soliloquy». Этого оказалось достаточно для того, чтобы Джордж Ван Эпс окончательно стал живой легендой гитарной музыки и одним из эталонов прогрессивного мышления в джазе.

С начала 70х Джордж Ван Эпс начинает много болеть, а в 77 он еще и получил серьезную травму руки, из-за которой три пальца утратили подвижность. Несмотря на это, в 90х он сделал еще несколько записей на лейбле Concord, вместе с Джонни Смитом и своим последователем Ховардом Алденом. Даже в свои 80 он был образцом талантливого, яркого и современного музыканта с массой идей и задумок. Эти записи «стали, поистине, бриллиантами от струнного джаза», как писалось в обзорах, и полюбились всем ценителям джаза, не говоря уже о гитаристах, которым открылась еще одна, и немалая, порция неизведанных доселе направлений.

Джордж Ван Эпс дожил до 85 лет, обманув смерть больше, чем на 60 лет. Он умер от пневмонии в 1998 году. Стиль, который он оставил после себя, музыканты продолжают изучать и развивать до сих пор.

Более подробно с биографическими фактами музыканта, можно ознакомиться на сайте www.classicjazzguitar.com

 
Воспоминания Кай Ван Эпс
Воспоминания Кай Ван Эпс, дочери Джорджа Ван Эпса в интервью Джиму Ла Диана (музыканту, журналисту и педагогу из Южной Калифорнии) 26 марта 2006го года.