Игорь Бойко
» Пресса » Интервью » Игорь Бойко : "Научиться жить гитарой!"
@
Игорь Бойко : "Научиться жить гитарой!"

Люди и песни, №5 сентябрь-октябрь 2006

coverУ многих из нас в жизни был момент, когда хотелось взять в руки гитару - в порыве выделиться, очаровать первую любовь, удивить родных, да что там - всех окружающих. Но романтика с годами улетучивалась, на смену беззаботности приходили житейские будни, и гитара постепенно забывалась - все реже и реже ее брали в руки, чтобы вспомнить юность. А вскоре она и вовсе "переселялась" на стену и о ней вспоминали только чтобы вытереть пыль.

Но наш сегодняшний гость, однажды взяв в руки гитару, настолько полюбил ее, что не расстается с ней до сих пор и, будьте уверены, не расстанется никогда. За свои 44 года гитарист Игорь Бойко достиг в игре на инструменте головокружительных высот и всеобщего признания. Игорь Бойко, этот обаятельный парень уже успел сыграть с такими именитыми мастерами джаза, как Рэй Чарльз и Лэрри Карлтон, Майк Стерн и Билли Кобэм, Анатолий Кролл и Игорь Бутман, Алексей Козлов и Сергей Манукян, с другими известными джазменами. Но, несмотря на блестящую карьеру музыканта-профессионала, сам Игорь всегда скромно отшучивается: "Первой гитарой страны" никогда не буду - "первых" и без меня слишком много".

- Игорь, почему такая скромность в самооценке?

- Просто мир так устроен, чтобы кому-то что-то в нем доказать, нужно растратить массу собственной энергии, здоровья, сил и средств - всего. Для чего - ради мнимого пафоса и каких-то эфемерных амбиций? А когда же делом заниматься: писать музыку, учебники, проводить мастер-классы, занятия с учениками, играть на гитаре, наконец?

- Когда началось ваше увлечение гитарой - как у большинства из нас, в старших классах?

- Пораньше, мне было лет 8. Я вырос на Украине, в городке Сумы, в обыкновенной семье советских служащих. Родители не были музыкантами, хотя и любили петь. С утра до вечера они работали и не имели возможности уделять внимание нашему музыкальному воспитанию. Все произошло как-то само собой: однажды вечером во дворе я услышал старших ребят; они сидели на лавочке и пели популярные в то время песни - советские, а также иностранные, которые, несмотря на непонятные слова, были у всех на слуху. Собственно, меня поразили ни столько песни двора, сколько звучание гитары - яркое, сочное, немного дерзкое. Я полюбил этот инструмент: приставал к ребятам: "покажите аккорды - хочу играть, так же, как и вы!" Помню, первым моим "учителем" был соседский парень Сашка - он охотно посвящал меня в свои "секреты", давал слушать записи. И гитара настолько захлестнула меня, что я охотно предпочел ее спорту - до этого я серьезно занимался спортивной ходьбой у известного тренера!

Эти жертвы не прошли даром - через пару лет я собрал школьный ансамбль. Услышав мою игру, выпускники старших классов предложили мне попробовать себя в более серьезном коллективе. Вскоре мне, обычному школьнику, стали предлагать играть в разных ансамблях. А к 16-ти годам я играл в лучшем ВИА города - ансамбле "Барвы", и поскольку там был самым молодым, мне постоянно приходилось подтягиваться до уровня уже сформировавшихся профессионалов.

- Что играли - песни советских композиторов?

- Не только. Весь трюк заключался в том, чтобы не изощряться в пассажах, в импровизациях, но точно, "один в один" скопировать популярную тогда мелодию - будь то песня Тухманова или "Биттлз". Да-да, в те годы мы играли и композиции "Биттлз", и даже таких команд, как "Чикаго" и "Иглз". Официально советская пропаганда этого не поощряла, но и запрещать уже не могла - не то было время.

Дискотек в современном понимании тогда еще не было - популярностью у молодежи пользовались так называемые танцплощадки при домах и парках культуры. Наш ансамбль, играя там, старался идти в ногу со временем, не деля песни на "наши" и "не наши". Такой опыт игры "вживую" со временем позволил мне, мальчишке без музыкального образования, попасть гитаристом в Сумскую государственную филармонию.

- Выходит, даже музыкальной школы вы не заканчивали? Но курсы, кружки, частные уроки гитары - в биографии гитариста Игоря Бойко наверняка были…

- В те годы учиться гитаре в Союзе было просто-напросто негде - преподавали фортепиано, скрипку, но в основном народные инструменты - баян, балалайку. Многие ребята-гитаристы специально шли в кружки балалайки, чтобы хоть как-то почувствовать струны, понять принцип игры.

Мне же было просто некогда этим заниматься; мое образование проходило само по себе. По сути, я самостоятельно освоил нотную грамоту и элементарную теорию музыки. Параллельно успел окончить машиностроительный техникум и по настоянию родителей даже собирался в институт. Они были уверены, что у их сына должна быть "настоящая профессия"; в те годы в общественном сознании прочно считалось, что профессия музыканта, играющего не классику - это не профессия. По себе знаю, что при вопросе "кем работаешь?" и ответе "играю на гитаре", часто переспрашивали: "да нет, это понятно, а по профессии ты кто?" (Смеется…) В общем, все эти годы я находился на перепутье и думал: как мотивировать перед родителями свой выбор? Только мой приход в филармонию убедил их в правильности выбранного мной пути. Вернее, почти убедил.

st1 - Что же им требовалось еще?

- Как ни странно, окончательную точку тут поставила служба в армии. Совершенно случайно я попал служить в Венгрию - в ансамбль песни и пляски южной группы советских войск. Это был полноценный оркестр. Оказаться в подобном коллективе рядовому без специального образования было практически невозможно. Но такой факт, как работа в филармонии, сыграл здесь решающую роль.

После службы я получаю предложение остаться в коллективе - но уже по вольному найму. Мне предоставлялась возможность жить за территорией части, свободно одеваться, облачаясь в форму лишь во время выступлений ансамбля, посещать клубы, музеи и кафе, которых в Будапеште и тогда было немало. И получать за это, пусть небольшие, но деньги. Разумеется, я согласился.

С этого времени - с 1984 года начинаются мои публичные выступления - на сценах джаз-клубов Будапешта. Я играл как с местными музыкантами, так и сольно. Венгрия уже тогда была одной из самых "западных", продвинутых во всех отношениях соцстран. Естественно, в музыкальном плане это тоже ощущалось: здесь были представлены различные стили и направления современной музыки, о чем в СССР и не помышляли. Но главное, Венгрию посещали ведущие группы и исполнители мирового значения: от рок-музыки до джаза - как традиционного свинга, так и современных, электронных его форм: джаз-рока, фьюжна и других. В общей сложности в Венгрии я провел еще 2 года - потом вернулся обратно.

- Что побудило вас уехать от интересной, комфортной жизни за границей - тоска по дому?

- Отчасти и это. Руководитель ансамбля предлагал мне продлить контракт, но для себя я решил все-таки получить музыкальное образование. Выбрал Киевское музыкальное училище им. Глиера - старейшее и весьма уважаемое заведение. Там преподавал в то время известный гитарист и педагог страны - Владимир Алексеевич Молотков. Счастлив, что судьба свела меня с этим человеком, который в корне изменил мои представления о гитаре, вооружил знаниями в области джазовой импровизации и гармонии, побудил меня к собственным исследованиям. И уже 1988-м году у меня вышло первое учебное пособие по теории импровизации.

- К окончанию училища уже были какие-то четкие планы?

- Да, и важнейшим к тому времени событием для меня явилось приглашение в оркестр "Современник". Его руководитель, Анатолий Ошерович Кролл, признанный джазовый мэтр, сыграл в моей жизни колоссальную роль; в период работы в его блестящем коллективе мне суждено было познакомиться со многими прославленными джазменами страны. А с неподражаемым джаз-вокалистом Сережей Манукяном у нас начинается профессиональная и человеческая дружба.

- Несколько лет вы жили в Голландии - стране ветряных мельниц и ветреных нравов. А вас - каким ветром судьба туда занесла?

- В 1992 году в России царила социально-бытовая неустроенность, коллапс в искусстве, музыке и кино. Полки в магазинах были пусты. Все это, а также неясность творческих перспектив, вынудили меня откликнуться на авантюрное предложение знакомого съездить поработать в Нидерланды. Он сам нашел этот "скользкий" вариант и предложил поехать вместе с ним: мы не знали, что будем там играть, где будем жить. Тем не менее, "зацепиться" в Амстердаме оказалось несложно. Вскоре я реализовал сольный проект - игру в стиле "фанк" на базе электронных новшеств. Также мне удалось создать группу, играющую фьюжн - многонациональную по составу, что для космополитичного Амстердама характерно.

"Голландский период" творчества через пару лет благополучно завершился моим возвращением в Москву. К этому времени жизнь в стране стала налаживаться; для музыкантов стала появляться работа, а труд их соразмерно, - даже по европейским меркам, - оплачиваться. Со временем джаз стал более востребованным: открывались новые клубы, площадки; к джазу, был момент, начал просыпаться интерес в нашей прессе.

- Да, но интерес этот что-то быстро угас: сегодня телепрограммы, посвященные джазу, исчезли из эфира - их вытеснили примитивные реалти-шоу и "сфабрикованные" хит-парады. За редчайшим исключением, для радиостанций джазовая тематика - пресловутый "не формат". Шутка ли - до сих пор в России нет ни единого журнала о джазе!

- Соглашусь и добавлю, что при этом некоторые музыкальные критики, прикормленные нашим так называемым шоу-бизнесном, с умным видом рассуждают о том, что высокий уровень исполнения для наших джазистов заведомо недосягаем, и любую их работу воспринимают снисходительно и высокомерно. Но это полная чушь - в стране немало по-настоящему талантливых джазовых профи, музыкантов, не подавшихся за "длинным рублем" в попсу, а скрупулезно и целенаправленно занимающихся искусством, имя которому "джаз". И вместо того, чтобы печатным словом поддержать наших джазменов, эти критиканы откровенно обплевывают все то, что ими делается. Всему этому есть простое объяснение: воротилам бизнеса "шоу" не выгодно, чтобы в стране пропагандировалась качественная музыка - иначе, кому они будут нужны со своим ширпотребом?

Однако, несмотря ни на что, я оптимист. Уверен, что джаз в России ожидает подъем. Об этом свидетельствует растущий интерес столичной клубной жизни - как к традиционному джазу, так и к более новым его проявлениям: "фьюжну", "фанку", "джаз-року". Джаз, постепенно внедряясь в сознание людей, перемещается и в регионы. Кроме того, джаз в стране все чаще пользуется спросом на светских мероприятиях - приемах, презентациях, корпоративных вечеринках. "Живое" исполнение джаза, как и классики, нынче в моде. Вообще, тем джазменам, кому уже удалось сделать имя, в России сейчас живется вполне комфортно - они достаточно востребованы.

st2 - Тем не менее, играя джаз, вы не стеснялись работать с поп - и рок-исполнителями.

- Было дело. В 1995-м году мой коллега Андрей Большаков предложил участвовать в профессиональном шоу гитаристов "Washburn days in Russia" с участием культового гитариста Майкла Анджело и лучших гитаристов России. После этого концерта мое имя стало известным - не только в джазовой среде, но в популярной и рок-музыке. Предложения от известных певцов посыпались, как из рога изобилия. Однако я всегда выбирал - с кем сотрудничать, и наличие профессионализма всегда являлось для меня определяющим. В качестве сессионного (студийного) гитариста я участвовал в записи альбомов Валеры Сюткина, Чичериной, Земфиры и других достойных в своем жанре исполнителей. Не скрою, там совершенно другие деньги.

Хотя и в тот период я оставался верен джазу - собрал собственный коллектив - "Игорь Бойко Бэнд". Кстати, пусть с изменениями, он существует и периодически выступает.

- А не было желания поэкспериментировать в каком-нибудь авангардном направлении - в "freejazz", например?

- Отвечу словами Майлза Дэвиса: "В "free" есть интересные находки, но в основном, это - пристанище для бездарностей". Как музыкант я придерживаюсь такого же консервативного мнения - у музыкального произведения должна быть конфигурация, форма, должны хотя бы "прослушиваться" гармонии, мелодия. А за авангард сегодня с легкостью выдается непрофессионализм, подчас обычная халтура.

- Игорь, вы не рассказали еще об одном интересном факте своей жизни - американской эмиграции.

- "Эмиграция" - пожалуй, громко сказано. Просто в 1996-м году я узнал, что выиграл "Грин Кард". Поначалу не поверил, думал - друзья разыгрывают. Оказалось - правда. Решил поехать - было интересно. Пожил в Нью-Йорке у своей сестры Людмилы, которую увез супруг еще из Союза. Вскоре вернулся. Америка хороша, но чтобы там адаптироваться, в особенности, музыканту - там нужно родиться.

Да и джаз в Америке сегодня занимает далеко не ведущее место, как полвека назад. Ежегодно бывая там и посещая джаз-клубы, я все реже вижу среди публики американцев; все чаще - европейцев, японцев, а также студентов-музыкантов. Традиционные афроамериканские ритмы там повсеместно подменяются примитивным рэпом. Джазменам приходится все чаще поглядывать в сторону Восточного полушария, выступая в Европе, России, Японии. Еще к этой мысли я пришел, общаясь с известными американскими гитаристами: Фрэнком Гамбали, Скоттом Хэндерсеном, Майком Стерном. А им верить есть основания.

- В жизни вам выпал шанс сыграть вместе с великим Рэем Чарльзом - культовым певцом, отцом-основателем стиля "соул". Как это было?

- Такое не забывается! Действительно, мне посчастливилось сыграть с этим грандом джаза его последний концерт в России. Дело было 2 ноября 2000 года. Вдруг мне звонит Алексей Семенович Козлов - он хорошо меня знал по совместной работе в "Арсенале", - и предлагает сыграть джем-сейшн в резиденции американского посла в Москве, на приеме, посвященном приезду Рэя Чарльза. Естественно, я согласился; просто находиться рядом с Рэем на одной сцене, не то, чтобы играть с ним - уже огромная честь для любого музыканта. В этот же день мне привезли домой конверт из посольства, где находилось роскошно оформленное приглашение.

Вечером в посольстве проходил прием для узкого круга приглашенных. Рэй немного запаздывал - приехал с концерта в Кремле уставший и был явно не в форме. Нас попросили начать; и как только Рэй услышал нашу музыку, он буквально преобразился - заметно оживился и попросил подвести его к клавишам. Он моментально влился в нашу игру, с абсолютной точностью уловив ритм и мелодию, подпевал, самозабвенно подтанцовывал. Мы отыграли несколько пьес в стиле "фанк", вызвав фурор. Думаю, это в первую очередь благодаря лучезарному Рэю, его харизме, его потрясающей энергетике.

- Рэй Чарльз как-то говорил, что по-настоящему проникновенно играть блюз могут только чернокожие и евреи, поскольку именно им, как никому другому, присущ дух гонения…

- Давайте заглянем в историю: термин "блюз" - происходит от английского сочетания "blue devils"; меланхолия, уныние. Во второй половине XIX века блюз действительно возник на основе так называемых трудовых песен черных невольников - под палящим солнцем плантаций американского Юга.. Это пение получило название "сельский блюз". Позднее появился городской, или, классический блюз, сопровождаемый музыкальным ансамблем. Помимо того, что блюз - это колыбель джаза, первооснова всей современной музыки - от рок-н-ролла до популярных песен, блюз - это состояние души человека. Это, выражаясь словами Джона Ли Хукера, "когда хорошему человеку грустно", а "хорошие люди" есть в любой нации.

Вообще, джазовая музыка в будущем сможет развиваться только в слиянии различных музыкальных направлений и национальных культур.

- Интересно, а можно ли в джаз привнести, скажем, русский или украинский национальный колорит?

- Теоретически, наверное, можно, но на практике - удачно внедрить в джаз именно славянский фольклор никому не удавалось. Дело в том, что наша культура изначально не так ярко выражена, не так темпераментна, как, к примеру, в Средней Азии, или на Кавказе. А в джазе экспрессия, динамизм, ритм - условия необходимые. Это вовсе не означает, что русские или украинские музыкальные традиции бедны - просто они другие; они отличаются лиричностью, мелодизмом, глубиной чувств и поэтому более близки (и это признано во всем мире!) классическим музыкальным канонам. И кстати, авторской песне тоже.

Повторюсь - это касается лишь славянских фольклорных традиций в джазе; и это не мешает профессионально играть джазовую музыку, блюз русским, белорусам, полякам или украинцам. К слову сказать, сейчас я заканчиваю работу над новой книгой, посвященной блюзу - его истории, становлению, где о совместимости блюза с фольклором я тоже рассказываю.

st3 - Эта книга для всех или адресована профессионалам?

- Я старался сделать ее общедоступной, хотя, конечно, в первую очередь она адресована моим коллегам - гитаристам. Там рассматривается не только история блюза, но импровизационная и гармоническая его стороны. Большой раздел посвящен современному подходу к аккомпанементу - это, уверен, будет интересно не только джазменам, но и бардам. Надеюсь, после Нового года она выйдет в свет.

- Это уже не первый ваш подобный опыт - вы говорили, что много лет назад выпустили учебник…

- Я давно пытаюсь участвовать в этой миссии - исправлении пробелов отечественной гитарной школы. Но только с 2000 года начинается лицензированный, а не самиздатовский выпуск моих пособий. Пока в общей сложности их вышло пять. Приятно, что все они пользуются спросом.

- Это объясняется новым всплеском интереса к гитаре?

- Интерес к ней растет. И до сих пор гитара как инструмент находится в стадии совершенствования; ее возможности далеко не исчерпаны. Благодаря обилию доступной информации о гитаристах, появлению всевозможного оборудования, и, конечно, инструментов раскрученных гитарных брэндов, за последние лет 10 у нас произошел массовый скачок в развитии гитарной музыки. Это повлекло рост нового поколения динамичных и способных гитаристов. Эти обстоятельства, а также многочисленные просьбы - уже ко мне: "научите играть, как вы", сподвигли меня на создание в прошлом году авторской школы - "Лаборатории профессионального образования для гитаристов".

- Кому доступна эта роскошь?

- К сожалению, всем это не может быть доступно по определению. Но дело здесь не столько в стоимости обучения, сколько в специфике организации учебы и предъявляемых мною требованиях. Во-первых, я не беру новичков - азы гитары вполне можно освоить самостоятельно, тем более, при наличии соответствующих пособий. Во-вторых, гитаристы с опытом должны иметь колоссальную мотивацию - иначе успеха не будет. Вообще, я не учу игре на гитаре как таковой, я помогаю музыкантам научиться "жить" гитарой - раскрыться путем работы над собой. Это делается независимо от стилистических предпочтений ученика: профессионал должен владеть всеми необходимыми приемами и нюансами игры.

- И не важно, что он при этом играет - джаз или авторскую песню?

- Да. Хотя, по большому счету, как я уже сказал, авторская песня не сочетается с джазом - у нее другой принцип; если в ней изначальны слова, а музыка вторична - из-за этого более простые аккомпанемент, аккорды, аранжировки, в джазе все наоборот. Однако это вовсе не означает, что авторская песня - явление менее достойное, просто оно несколько иное - сродни именно славянским культурным традициям. И еще, обратите внимание: как и поклонники джаза, любители авторской песни - интеллектуалы с устоявшимся мировоззрением, это не бездельники, а профессионалы своего дела - ученые, архитекторы, менеджеры, при этом чувственные романтики, единые в своем порыве сделать мир лучше. Кстати, я замечал, что любители авторской песни, обычно, с удовольствием слушают джаз. Да и точек соприкосновения джазовых гармоний в авторской песне с каждым годом все больше.

- Поэтому вопрос такой: насколько важно для барда хорошее владение гитарой?

- Думаю, чрезвычайно важно. Конечно, среди поющих поэтов - особенно это относится к старшему поколению, - встречаются незаурядные, яркие личности, которые за счет собственного обаяния, за счет глубоких текстов компенсируют недостаточное владение инструментом. Но таких персоналий, как Окуджава, Визбор или, Городницкий - единицы. Сегодня другое время - чтобы добиться высот в авторской песни, мало спеть у костра на "трех аккордах". Автору-исполнителю требуется ощущать мелодику, обладать чувством ритма.

- А кого из авторов-исполнителей вы бы отметили как гитарист?

- Увы, я не достаточно знаком с этой сферой творчества, поэтому, кого-то из достойных наверняка могу не упомянуть - пусть простят. Но из тех, кого я слышал, отмечу игру Сергея Никитина - настолько хорошо он владеет инструментом, чувствует семиструнную гитару и привносит оттенки джаза в ее звучание. Великолепно сочетает лиризм авторской песни с джазовыми аранжировками Леонид Марголин, мультиинструментальный музыкант и композитор, яркий профессионал, известный как по работе с Митяевым, так и сольным творчеством - очень зрелым и серьезным. Вообще, на сегодняшний день, по моему убеждению, Марголин может служить эталоном высшего профессионализма в подходе к авторской песне. Очень интересные джазовые гармонии применяет в аккомпанементе Александр Дольский…

- Занимаясь, преподаванием, написанием книг, удается ли вам делать более привычное дело - играть? Судя по концертным афишам, этого не скажешь.

- Хороший вопрос. Из-за нехватки времени я объявил мораторий на концерты с поп-исполнителями. Сейчас сконцентрировался на преподавательской деятельности и сольной карьере - недавно выпустил альбом "Игорь Бойко "Five".

- Имеется в виду, Игорь Бойко - отличник по жизни?

- Прежде всего, потому что это мой пятый по счету сольный диск. Потом, у каждого человека есть свое число, приносящее удачу, оберегающее, ведущее по жизни. Так число "5" - это мое число. Хотя, если честно, в школьные годы пятерки нечасто посещали мой дневник…(Смеется)

- Игорь, а на отдых время остается? Ведь качественно, с пользой для себя "ничего не делать" - тоже искусство…

- А вот с отдыхом - проблема. Я незаслуженно забыл эту сторону жизни. Надеюсь всерьез изменить ситуацию - пора. Хотя… Совсем "ничего не делать" - не получится, смысл жизни для меня в движении. В жизни так много всего интересного, чтобы тупо жариться на пляже пузом кверху. Отдых я получаю от перемены мест и от общения с новыми, содержательными людьми.

МИХАИЛ ТРОФИМОВ